В Общественной палате РСО-Алания проведена общественная экспертиза Федерального законопроекта «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Указанный проект закона предполагает расширить полномочия постоянно действующего руководящего органа общественного движения, что будет способствовать систематизации законодательства об общественных объединениях в целом.
Федеральным законом от 02.06.2016 № 179-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 20.12.2017 № 404-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» для общественных организаций была предусмотрена возможность отнесения уставом общественной организации полномочий по утверждению годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятию решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждению аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образованию и досрочному прекращению полномочий единоличного исполнительного органа к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
Практика показала, что эти нормы позволили общественным организациям своевременно, в оперативном режиме принимать решения по актуальным вопросам своей деятельности, а также существенно снизить расходы на проведение дорогостоящих масштабных конференций, съездов или общих собраний.
Предложение делегировать аналогичные права общественным движениям заслуживает поддержки. Однако, хотелось бы отметить, что при всей схожести организационно-управленческой структуры, общественные организации и общественные движения имеют существенные отличия.
Общественная организация — это негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей, «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Именно наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.
Что касается общественного движения, это — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют проведению социальных изменений.
Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть. Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). В движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, или не имеющие четко выраженных политических интересов.
Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность.
Социальная база движений тоже широка – к общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп. Отсутствие членства в составе общественных движений и четко выраженных политических интересов вызывает вопросы о том, своевременно ли наделять их аналогичными правами, в сегодняшних условиях проведения СВО.
В этой связи эксперты Общественной палаты Республики Северная Осетия -Алания предлагают дополнительно изучить вопрос о внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об общественных объединениях», внимательно проанализировать деятельность общественных движений.