Все мысли — о «Большой перемене»

201

В Общественной палате Северной Осетии проведена общественная экспертиза проектов  федеральных законов № 126384-8 «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» и № 126405-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена».

По мнению авторов проектов федеральных законов, их принятие «позволит выстроить единую политику воспитания детей и молодежи в образовательных организациях, усилить поддержку, оказываемую детям и молодежи, повысить их общественную вовлеченность, выстроить непрерывную траекторию развития на основе ценностей российского общества».

«Бесспорно, эти намерения авторов законопроектов созвучны давно сформировавшемуся общественному запросу на концептуальную молодежную политику и восстановление государственной системы патриотического воспитания. Однако в представленном законопроекте нет и следа заявляемых намерений. В частности, статья 1 недвусмысленно провозглашает: «Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок управления, порядок реорганизации и ликвидации общественно-государственного общероссийского движения «Российское движение детей и молодежи «Большая перемена» (далее – Движение). Воспроизводя стилистику и пунктуацию первой же статьи, уместно указать на то, что авторы запутались не только между «общероссийским» и «российским», но даже в употреблении кавычек. Таким, образом, правовое положение, порядок управления, реорганизации и ликвидации – только и всего.   Внимательное чтение  проекта подтверждает – очередное Движение вполне может обойтись существующим российским (оно же общероссийское) законодательством«, — считает председатель комиссии Общественной паалты Северной Осетии по вопрсоам культурного и духовного наследия, образования и науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, доктор исторических наук Руслан Бзаров.

По мнению экспертов Общественной паалты Северной Осетии, система воспитания – основа общественного воспроизводства и государственной безопасности, важнейший инструмент культурной и политической консолидации. Невозможно сохранить преемственность, самобытность и устойчивое развитие российского общества без передачи культурного опыта и базовых национальных ценностей.

«Создание Государственной Системы Патриотического Воспитания –первоочередная стратегическая задача для всех, кто хочет сохранить нашу великую Родину. Нельзя сказать «давайте вернемся к старой системе воспитания, которая была в советской или императорской России». И наша страна сегодня другая, и мир неузнаваемо изменился. Поэтому наше патриотическое воспитание будет во многом новым, но оно должно стать общегосударственной системой и пронизывать все уровни образования. Оно должно начинаться в семье и детском саду, быть интересным и привлекательным для школьника и студента, включать такие престижные направления, как спорт, искусство, наука«, — отметил Руслан Бзаров.

В число требований к образованию – наряду с объемом знаний, умений и навыков – должны входить показатели гражданской идентичности, культурно-исторической преемственности, духовно-нравственного развития. Известные воспитательные технологии необходимо  наполнить новым содержанием, отвечающим на вызовы современного мира. Неизменным должно оставаться безоговорочное единство национально-культурных и общечеловеческих ценностей, гармония свободы и ответственности, общества и личности.

По мнению экспертов Общественной палаты РСО-А, этих позиций  в предлагаемом законопроекте нет. Если его авторы предполагают оговорить правовое положение, порядок управления, реорганизации и ликвидации общественно-государственного Движения без определения его идеологических ориентиров и организационных принципов, национально-культурных целей, общественного и личностного идеала, то Общественная Палата РСО-А не может поддержать подобную инициативу  и считает необходимым дополнить проект закона этими предложениями.

Возникает вопрос и по выбору названия «Большая перемена»  (перемена между чем и чем, перемена чего на что?). По мнению экспертов Общественной палаты РСО-А закон должен быть привлекательным по отношению к уже давно зарекомендовавшим себя и активно работающим детским и молодежным организациям, в т.ч. РДШ. Предлагается использовать нейтральный вариант названия организации, к примеру «Российское движение детей и молодежи».          

Эксперты Общественной палаты Северной Осетии предлагают доработать законопроект.