В Общественной палате Северной Осетии проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Рассмотрев проект представленного закона, эксперты отмечают, что изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации по итогам общероссийского голосования 1 июля 2020 года, поставили ряд вопросов, накопившихся за прошедшие 20 лет со времени принятия федерального закона №62-РЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.
Внесенные и обсуждаемые изменения соответствуют законодательству Российской Федерации, духу времени. Заслуживает поддержки направленность законопроекта на последовательную реализацию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -2025 годы. Сохранен концептуальный подход к пониманию института гражданства Российской Федерации как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Документ ориентирован на предоставление гражданства Российской Федерации лицам, которые проживают в России, способны включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноценными членами российского общества.
Заслуживает поддержки весомое сокращение числа требований к двадцати категориям лиц при приеме их в гражданство Российской Федерации, то есть упрощенное приобретение гражданства. Это право распространяется на наших соотечественников – граждан бывшего СССР, их детей, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В число лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации, включены также лица, которые имеют проживающих в России близких родственников- граждан Российской Федерации. На более широкий круг лиц распространяется обновленный институт признания гражданином Российской Федерации.
Помимо граждан бывшего СССР, которые проживали на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года, получают такую возможность лица, родившиеся на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года, а также военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территории других государств. Согласно законопроекту наличие у этих лиц иностранного гражданства не является основанием для отказа в признании их гражданами Российской Федерации.
Экспертную поддержку получило предложение, сформулированное в законопроекте,- оставить в ведении Президента Российской Федерации только прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке и распространить его на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами бывшего СССР; лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для Российской Федерации.
Упрощенное приобретение гражданства РФ сможет облегчить и без того сложную процедуру восстановления сроков подачи заявления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Наделение МВД и МИД РФ правом принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении остальных категорий лиц, значительно сократит сроки рассмотрения вопроса о приобретении гражданства РФ. Процедуру прекращения гражданства РФ по основаниям, указанным в проекте закона, мы поддерживаем, особенно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Этими полномочиями может пользоваться только Президент РФ.
Внесение изменений в эмиграционное законодательство в РФ позволит устанавливать более тесные, дружественные отношения со странами и на этой основе будет способствовать укреплению межгосударственных связей и межнациональных отношений.
Вместе с тем, эксперты Общественной палаты Северной Осетии внесли ряд предложений. В частности, гражданин, желающий приобрести гражданство Российской Федерации, должен принять присягу о соблюдении Конституции Российской Федерации. Обязательны знание русского языка, основ российской культуры и быта. Кроме того, целесообразно упрощенный порядок приобретения гражданства РФ распространить на всех граждан, ныне проживающих на территории бывших республик, входивших в состав СССР и за рубежом; на всех участников Великой Отечественной войны, независимо от места их проживания; на родителей, имеющих общего ребенка, если ребенок родился на территории России или один из родителей является гражданином РФ.
Эксперты Общественной палаты Северной Осетии считают обязательным отказ в гражданстве Российской Федерации лицам, совершившим преступления террористической направленности, наркопреступления, педофилам. Повторное обращение по приобретению гражданства РФ названными категориями лиц недопустимо.
В целом проект федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» поддержан. Принятие его позволит актуализировать законодательство о гражданстве Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, повысить эффективность правоприменительной практики в указанной сфере деятельности.