Расширение дистанционного электронного голосования неизбежно как развитие и прогресс, а любой прогресс тут только на руку гражданам. Голосование – это госуслуга и она должна предоставляться гражданам в самом современном виде. При этом, одной из самых главных задач является организация гражданского контроля над ДЭГ.
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения ДЭГ для всех регионов и на выборах всех уровней.
Согласно законопроекту дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем. Документ также уточняет, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.
ЦИК РФ будет устанавливать требования к сертифицированным государственным информсистемам для онлайн-голосования.
Избирательные комиссии субъектов РФ по согласованию с ЦИК смогут принимать решение о проведении ДЭГ на выборах в органы власти своего региона или на референдуме. В случае принятия решения о проведении ДЭГ с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на федеральных выборах, согласование не требуется, при этом региональный избирком должен сообщить о принятом решении ЦИК.
Также на прошлой неделе стало известно, что Центризбирком получил шесть заявок от регионов о желании использовать ДЭГ на выборах в единый день голосования в 2022 году. На выборах в сентябре 2021 года система ДЭГ применялась в семи регионах РФ — Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях.
Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Дистанционное электронное голосование становится все более востребованным избирателями России. Развиваются цифровые технологии, мы переходим к онлайн-общению и взаимодействию. Использование электронных сервисов становится привычным и понятным всем группам населения. В этой связи переход к дистанционному электронному голосованию обоснован и закономерен, широко востребован гражданами, которым удобно и комфортно именно так выражать свое волеизъявление. Практика применения ДЭГ в ряде регионов России подтверждает его актуальность. Но есть некое недоверия к такой форме голосования. Поэтому необходимо правовое регулирование ДЭГ, а также широкое и доступное разъяснение его сути и преимуществ.
Дистанционное электронное голосование привлекательно для молодых людей, привыкших к мобильному общению с помощью интернета и смартфона. Оно отвечает современным требованиям безопасности, надежно, защищено новыми технологиями. А потому идет в русле развития избирательной системы с тем, чтобы она стала удобной, комфортной для избирателей, открытой и безопасной.
Важная для всех участников избирательного процесса задача – общественное наблюдение за ходом голосования. Общественные палаты регионов имеют право обеспечивать наблюдение, и это закреплено законодательно. Возможность использования ДЭГ на федеральных выборах закреплена в российском законодательстве- это ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 мая 2020 года.
Сейчас ДЭГ проводится на основе ст.64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст.81 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ». В соответствии с законодательством решение о проведении ДЭГ принимает ЦИК РФ или по ее поручению соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Опыт применения дистанционного электронного голосования на выборах 2019-2021 годов в экспериментальном режиме показал, что необходимо установить основные принципы и параметры проведения такого голосования, единые для всех выборов на территории РФ. Поскольку прежде применение онлайн голосования единым законом не регулировалось, предложено в поправках прописать основные правила использования ДЭГ в базовом федеральном законе ФЗ№67. Анализ проведения выборов с использованием ДЭГ в сентябре 2021 года достаточно показателен. В 7 регионах России проведено ДЭГ, в списки избирателей были включены 2,65млн. человек, проголосовали 2,53млн. человек или 95,69% от числа включенных в списки. Число избирателей , проголосовавшие в системе ДЭГ, составило 31,1% от общего числа проголосовавших во всех семи регионах. Причем, свыше 60% проголосовавших – молодые люди в возрасте от 18 до 45 лет.
Отмечу, что состоялось широкое общественное обсуждение внесенных поправок в избирательное законодательство на площадке Общественной палаты РФ, обсудили законопроект и в регионах, в частности на площадке Общественной палаты РСО-Алания.
Дистанционное электронное голосование получило законодательную поддержку. 26 января Государственная Дума РФ в первом чтении приняла поправки в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в части совершенствования законодательства при проведении дистанционного электронного голосования. Установлены единые правила проведения дистанционного электронного голосования. Теперь дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информационных систем. При этом ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию. Центральная избирательная комиссия установит требования к сертифицированным государственным информационным системам для онлайн-голосования. Это — обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности. Кроме того анонимизация результатов волеизъявления граждан при проведении голосования, а их зашифровка будет проводиться после его завершения.
Согласно законопроекту, решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы государственной власти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК РФ. Избирательные комиссии субъектов РФ, в свою очередь по согласованию с ЦИК РФ смогут принять решение о проведении ДЭГ на выборах в органы государственной власти своего региона или на референдуме. В настоящее время ЦИК России получила заявку от шести регионов о желании участвовать в ДЭГ на выборах в 2022году.
В Северной Осетии–Алании есть современная технологическая инфраструктура, успешно работает электронное правительство республики. Но нам предстоит еще работа по методическому и информационному обеспечению ДЭГ. Расширение дистанционного электронного голосования – это реальная перспектива, к ней мы идем вместе с нашими согражданами.
В заключении отмечу, что ДЭГ – новая форма голосования, доказавшая на практике свою надежность, комфортность для избирателя. Развитие этой формы голосования очевидно в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и предпочтений граждан. Вместе с тем, уважая выбор граждан нашей страны, мы считаем, что надо сохранить и традиционную форму волеизъявления граждан, те, кому привычнее и удобнее голосовать на избирательном участке, вправе следовать своим предпочтениям.»
Ирина Дзгоева, председатель комиссии по вопросам здравоохранения, социальной политики, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РСО-А: «На мой взгляд, разработка и принятие в первом чтении законопроекта о единых правилах проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в России является вполне логичным решением. Сегодня, пожалуй, не осталось сферы, которую не затронула бы цифровизация. Не стали исключением и этапы выборов – от избирательной кампании до голосования. Конечно, процесс был ускорен под влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции: практически вся работа с избирателями велась с помощью интернета и средств массовой информации. Но очевидно, что современные технологии и без того были бы внедрены в электоральные процессы, вопрос был лишь во времени.
Онлайн-формат доказал эффективность, безопасность и удобство. На прошедших в сентябре 2021 года выборах возможностью проголосовать дистанционно воспользовались более 2,5 млн человек. Это серьезная цифра, которая свидетельствует о востребованности ДЭГ. Естественно, и во власти, и в обществе началась дискуссия о распространении опыта на все субъекты страны.Будет неверным говорить об однозначной поддержке со стороны населения: не следует забывать, что значительную часть населения составляют более консервативные люди старшего поколения. Кроме того, немало и тех, кто критикует, не вникая. Но в целом всё больше людей понимают преимущества ДЭГ перед традиционной системой. Экономия времени просто колоссальная: не нужно идти на избирательный участок, откладывая свои дела, достаточно иметь под рукой гаджет и потратить буквально минуту. Удобно? Безусловно! Такой подход хорош также привлечением на выборы молодежи.
Если говорить конкретно о Республике Северная Осетия-Алания, то, как известно, на ее территории ДЭГ пока не проводилось. Нам пока предстоит подготовиться к этому формату, причем я имею в виду и региональный Центризбирком, и жителей. Впереди большая работа, как методическая, так и просветительская. Важно разъяснять людям что такое ДЭГ, какова соответствующая нормативно-правовая база, как будет обеспечиваться анонимность и легитимность голосования. Уверена, это даст положительный результат.»
Андрей Попов, член Общественной палаты РСО-А, заместитель директора Северо-Осетинского филиала ПАО «Ростелеком»: «Доверие к системе ДЭГ и интерес к новации со стороны жителей региона уже сложились. В прошлом году наш регион был в списке потенциальных участников проведения данного формата голосования. Запрос на участие в дистанционном электронном голосовании растет в силу проникновения цифровых технологий и сохранения непростой эпидемиологической ситуации. Распространение этой практики подтверждает — институт выборов становится ближе к человеку, развивается на принципах открытости и доступности для каждого. На данный момент инфраструктура электронного правительства Северной Осетии функционирует в штатном режиме и могу с уверенностью сказать регион готов проводить ДЭГ.
Тем не менее, предстоит большая разъяснительная и просветительская работа. Нужно будет донести до населения как работает эта технология, какие степени защиты от манипуляций имеет, как будет осуществляться общественное наблюдение и наблюдение со стороны кандидатов и партий за всеми процедурами… Важно, чтобы организующие выборы избирательные комиссии были готовы к ДЭГ. Готовы не только с правовой и организационной точек зрения, но и на смысловом, идейном уровне и даже техническом. Важно обеспечить не только легальность, но и легитимность ДЭГ.
А также стоит отметить, что опыт проведения дистанционного голосования в субъектах показал, что данный формат — эффективный способ вернуть в избирательный процесс молодого, образованного, продвинутого избирателя, что являлось проблемой для нескольких поколений, которые перестали проявлять свой гражданский долг.»
Марат Басиев, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии РСО-А, член регионального совета РО ООО «Ассоциация юристов России»: «Дистанционное электронное голосование — это объективная необходимость современного этапа развития общества. В 21 веке, в эпоху развития цифровых технологий, формат государственных и муниципальных услуг неизбежно трансформируется в направлении клиентоориентированности, в том числе за счет минимизации издержек и удобства для пользователя.
Выгоды дистанционного голосования для граждан вполне очевидны– это и быстрота исполнения гражданского долга, не требующая затрат времени на посещения избирательных участков; и возможность безрискового голосования из дома для групп риска в период пандемии. Для государства также ДЭГ способствует снижению бюджетных затрат на организацию и проведение выборов.
Опасения об обеспечении объективности и прозрачности процесса голосования нивелируются современным уровнем развития технологий, поскольку они позволяют исключить любые произвольные манипуляции с массивом данных. Например, блокчейн, представляя собой распределенную между пользователями цепочку блоков информации, гарантирует невозможность тайного внесения изменений в результаты голосования.
Кроме того, законопроект вполне обоснованно предусматривает, что ДЭГ можно будет проводить исключительно на сертифицированных государственных информсистемах. Очевидно, что механизм сертификации должен исключить любые возможные сбои в программном обеспечении.
Думаю, наша республика в полной мере готова к активному использованию электронного голосования. Так, еще в прошлом году при выборе регионов для использования подобного формата в тестовом режиме на сентябрьских выборах, регион подавал заявку в ЦИК России о возможности использования ДЭГ на своей территории.
Если говорить о трудностях в процессе расширения практики применения ДЭГ, то, безусловно, следует отметить два момента: необходимость повышения цифровой грамотности населения, а также важность повсеместного полноценного обеспечения устойчивой связью и современной инфраструктурой, в том числе в сельской местности.
С учетом большого числа пользователей Интернетом в республике во всех возрастных категориях можно с уверенностью сказать, что избиратели в целом готовы к такой форме голосования. Естественно, что традиционное очное голосование при этом также должно быть обеспечено каждому желающему.»