События в Казахстане подтвердили ценность ОДКБ

100

События в Казахстане наглядно показали, как законным протестом людей могут воспользоваться деструктивные силы. Основная версия — недовольство граждан ценами на газ было использовано отдельными политическими игроками для того, чтобы переформатировать политическую ситуацию в стране. Но своевременная помощь со стороны ОДКБ сорвала эти планы.

Однако не существует гарантий от того, что реальные поводы для недовольства могут быть использованы для провоцирования протестов в российских регионах. Несмотря на ограничения деятельности иноагентов и в России остаются лазейки для деструктивной деятельности.

Насколько казахстанский опыт является релевантным для России, корректно ли его использовать для моделирования кризисных ситуаций в российских регионах? Мнение экспертов Северной Осетии.

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Меры, предпринятые Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в связи со сложившейся в Казахстане обстановкой, актуальны, своевременны и результативны. Что послужило причиной масштабных волнений в этом государстве? 

Различия  между группами и в обществе, и во властных структурах, социальное неравенство и поиск справедливых решений. И если в первые дни мотивом протестов стало повышение цен на топливо, то вскоре были мобилизованы  вооруженные боевики. Защитить жителей Казахстана,  остановить  масштабный конфликт, чреватый возможной  потерей государственности, — эту опасность понимали страны, участники ОДКБ. По просьбе президента Казахстана К-Ж. Такаева прибыл контингент миротворческих сил.   Успешно реализованы антитеррористические меры, мощно и оперативно сработали силы ОДКБ,  продемонстрировав  солидарную работу по пресечению вооруженного террористического мятежа. Российская Федерация выступила  основным гарантом стабильности в регионе. 

С благодарностью восприняты меры по стабилизации обстановки в Казахстане жителями этой страны, властями, гражданским обществом. Ситуация стабилизировалась, и мы видим  первые шаги руководства Казахстана по намечаемым реформам в сфере экономики, социальной политики и государственного управления. Это важно. В первую очередь требуют решения социальные и экономические проблемы.  

Думаю, что  бывшим республикам Советского Союза также стоит призадуматься о том, что подобные события самопроизвольно не происходят, активизируются определенные силы, ориентирующиеся на западные образцы построения государственности, стремящиеся подчинить себе  постсоветское пространство. Поэтому  странам, остановившим свое участие в ОДКБ, стоит учесть опыт  успешного пресечения  такого рода конфликтов, которые произошли в Казахстане. Объединение всегда продуктивнее, особенно в трудные времена.»

Лариса Дзахова, доктор политических наук, заведующая кафедрой философии и общественных наук СОГУ: «История взаимоотношений власти и народа никогда не была идеальной. Она всегда изобиловала множеством драматических сюжетов. Сегодня, как и во все времена эффективность функционирования государственного механизма предопределяется и властью, т.е. мощью государства и зрелостью, включенностью в дела государства граждан.  Нивелирование одной из этих составляющих делает политическую систему шаткой и уязвимой для различного рода рисков и вызовов.  Смею предположить, что в Казахстане имел место быть именно такой сценарий. К сожалению,  в настоящее время институты гражданского общества слабы и не отражают общественные интересы и запросы. Именно такую оценку дают институтам гражданского общества в Министерстве информационного и общественного развития страны. Думаю, это не предвзятая оценка, а реальное отображение ситуации в данном сегменте. Именно отсутствие этих двух составляющих и привело к росту протестной активности, которая может спровоцировать серьезные перестановки в элитных кругах и передел бизнеса, что в свою очередь приведет к обострению борьбы за власть в казахском обществе. Задача, стоящая на повестке — стабилизировать ситуацию, сплотить элиты вокруг действующего Президента. Такой расклад был бы желателен доя самого Токаева, ибо был бы сигналом- транзит власти окончен и преимущественно в его пользу.»

Артур Бязров, Доцент кафедры социологии и политологии СОГУ, кандидат политических наук: «Россия должна помогать своим союзникам. Тем более, Казахстану, с которым нас связывает общая история, культура, протяженная граница и мн.др. Очевидно, лишь наблюдая со стороны за процессами, происходящими в сопредельных государствах, Россия рискует столкнуться с большими проблемами в будущем. Уже сейчас Россия имеет достаточно напряженные отношения с рядом сопредельных государств (Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Украина, Молдавия). К сожалению, от этого очень страдают граждане РФ и русскоязычные, проживающие на территориях других стран; растёт уровень риска обострения действующих и возникновения новых вооруженных конфликтов. Поэтому, Российская Федерация, как мировая держава, должна отстаивать свои интересы, особенно в странах СНГ и ближнего зарубежья. 

С другой стороны, очевидно, протесты в Казахстане имели и объективные предпосылки, среди которых сложная социально-экономическая ситуация, высокий уровень бедности и неравенства, отсутствие социальной справедливости и др. Полагаю, прочная и долговременная стабилизация ситуации возможна в Казахстане лишь в случае решения указанных проблем.

Учитывая тот факт, социальные проблемы в Казахстане и России во многом имеют общую природу, конечно, всем необходимо сделать правильные выводы,  общими усилиями меняя ситуацию в наших странах к лучшему. Убеждён, для России очень важно развивать и углублять в дальнейшем экономическую интеграцию с Казахстаном, как и с другими странами ЕврАзЭС. При этом и России и Казахстану нужно уходить от сырьевых моделей экономики, развивая новые технологии, создавая новые рабочие места и производства, улучшая ситуацию в сфере занятости и доходов жителей страны. Президент России В. Путин неоднократно говорил о необходимости подобных изменений, поэтому важно чтобы эти идеи перешли в плоскость практической реализации.»

Марат Басиев, доцент кафедры государственного права СОГУ, кандидат юридических наук: «Казахстан-братская  страна, где проживает около 3 миллионов русскоговорящих граждан, являющихся  нашими соотечественниками. Кроме того, геополитически страна занимает важное место в среднеазиатском регионе, имея границы и с Россией, и с Китаем. Экономический потенциал Казахстана также является центром притяжения интересов различных иностранных держав. Так, данное государство обладает большими запасами урана (ведущий мировой производитель и экспортер), нефти, газа и других природных ископаемых и является местом локализации промышленных предприятий Японии, Великобритании и России.

Произошедшие трагические события наглядно показали, что в таких пограничных масштабных ситуациях деструктивнве силы начинают раскачивать общественный строй изнутри, играя на эмоциях широких масс. Конечно, первоначальным триггером для беспокойства явилось двухкратное повышение цен для населения на автомобильный газ. И для определённых политических движений не составило труда направить негативную реакцию обычных граждан в русло реализации своих корыстных интересов с целью раскола страны и свержения законного правительства. Безусловно, ситуация была отягощена ещё тем, что в конфликте сплелось множество внутренних и внешних противоречий. Показательно также то, что произошедшая попытка государственного переворота явилась первым прецедентом практического применения вооружённых сил Организации Договора о коллективной безопасности для стабилизации обстановки и исключения насильственных действий против мирного населения.

ОДКБ проявила себя как международная сила, способная оперативно и эффективно обеспечивать решение стоящих перед ней задач. Благодаря быстрому развёртывания сил удалось нормализовать обстановку в Казахстане и не допустить эскалацию боевых действий. Меры, принятые Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным были крайне актуальны и адекватны сложившейся ситуации, в том числе и для защиты наших соотечественников.

Казахстанский опыт не совсем релевантен для нашей страны, поскольку здесь иной социально-экономический и политический ландшафт. Но, тем не менее, любое осложнение обстановки может быть использовано внешними силами для раскачивания государства. В связи с этим полученные уроки от произошедших событий в Казахстане должны стать предметом самого пристального изучения со стороны специалистов и политиков.»