Опрометчивые решения недопустимы

244

На заседании Совета Общественной палаты Северной Осетии рассмотрены проекты федеральных законов № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Законопроекты устанавливают порядок оказания услуг гражданам в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Регионам надлежит создать условия для нормальной жизни граждан даже в условиях противоэпидемических мер.

«Это — по сути дополнительные мероприятия, направленные на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. Кстати, подобные вынужденные меры, включая введение в повседневную жизнь граждан QR-кодов, активно используется в зарубежных государствах. Мы видим какая сложная ситуация с лечением этой болезни, с ее последствиями, как динамично она распространяется, унося жизни наших сограждан. Темпы вакцинации все еще недостаточны для выработки коллективного иммунитета. Все это в совокупности и стало причиной принятия дополнительных мер по противодействию распространению ковидной инфекции. Ключевая суть закона — максимально эффективно и, в то же время, мягко вписаться в новую реальность, продиктованную вирусом, который мы вместе должны победить. Но реализация предусмотренных законопроектами мер должна проводиться по результатам всесторонней оценки их возможных последствий для всех сфер общественных отношений», — подчеркнула, открывая дискуссию, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

Общественники отметили недостаток достоверной информации о мерах борьбы с коронавирусом. Необходимо широко освещать законодательные инициативы и просвещать население по вопросам санитарно-эпидемиологического характера. В частности, члены Общественной палаты Северной Осетии указали на то, что законопроекты ограничивают права и свободы граждан только в целях защиты жизни и здоровья населения, что допускается частью 3 статьи 55 Конституции РФ, а также международными соглашениями. При этом устанавливаемые в подзаконных актах правила должны быть соразмерны этой цели и соблюдать баланс интересов всех категорий граждан.

Реализация положений указанного законопроекта вряд ли грозит какими-то новыми, неизвестными нам сегодня, последствиями. Речь ведь идет всего лишь о разумной унификации и правовом обосновании правил, которые выработаны эмпирически и уже доказали свою эффективность, — считает председатель комиссии Общественной палаты Северной Осетии по вопросам культурного и духовного развития, науки и образования Руслан Бзаров.

«Самое главное экономическое последствие эпидемии и карантина, касающееся всего общества, состоит в огромной нагрузке на бюджетную систему Российской Федерации, а значит – в неизбежном сокращении государственных программ социального и культурного развития как раз на сумму эпидемических затрат. Политико-правовое последствие реализации законопроектов будет заключаться в утверждении демократических форм открытости и прозрачности в деятельности организаций, обеспечивающих граждан медицинскими, социальными, культурными услугами», — считает Руслан Бзаров.

В ходе многочисленных дискуссий ставится вопрос соблюдения прав человека. Нюансов здесь масса, начиная с того, что вакцинация у нас в стране добровольная, и заканчивая реальными медицинскими противопоказаниями. Ведь если гражданин не может по определенным причинам сделать прививку, либо переболел бессимптомно, это не повод ограничивать его. Напротив, нужно учитывать такие моменты и «вписывать» их в архитектуру системы. Поэтому при наличии антител независимо от их количества предлагается выдавать соответствующий документ сроком на год. Кроме того, вполне вероятна выдача сертификатов гражданам, привитым иностранными вакцинами.

«Самое главное – для внедрения QR-кодов в повседневную жизнь необходима готовность людей. Я имею в виду не только наличие кода, но и понимание того, зачем нужна эта мера. И вот тут, конечно, предстоит кропотливая разъяснительная работа. Негатив многих граждан связан именно с отсутствием понимания того, чем продиктована необходимость введения QR-кодов. Какие только теории не выдвигаются, вплоть до мирового заговора! А на самом деле всё просто – государство хочет создать по-настоящему «бесковидное» пространство, чтобы быстрее победить вирус и, соответственно, защитить жизни и здоровье граждан», — отметила председатель комиссии Общественной палаты Северной Осетии по вопросам здравоохранения, социальной политики, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Ирина Дзгоева.

Отвечая на обеспокоенность граждан вопросами обеспечения информационной безопасности и сохранности предоставляемой при вакцинации личной информации, эксперты Общественной палаты Северной Осетии указали, что в двумерном штриховом коде, размещаемом на документации, не предполагается размещение никакой информации, за исключением данных о действительности сертификата. В связи с этим риски утери персональной информации отсутствуют.

Участники общественной экспертизы также отметили, что важно предусмотреть дополнительные меры обеспечения прав граждан из уязвимых групп населения. Необходимо расширить перечень социально значимых услуг, оказываемых этой группе россиян вне зависимости от вводимых ограничений, а также организовать службу социального такси для безопасного передвижения людей с ограниченными возможностями. Кроме того, эксперты призвали предоставить право на свободное перемещение гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, при отсутствии коронавирусной инфекции.

В случае принятия законопроекта, по предложению экспертов Общественной палаты, следует предусмотреть механизмы поддержки граждан, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации, а также проработать рекомендации для добровольной самоизоляции невакцинированных граждан, включая возможность продолжения ими трудовой деятельности. Нужно унифицировать подходы к последствиям отсутствия у граждан необходимых медицинских документов.

Между тем, в республиканских санаториях «Осетия» и «Сосновая роща», в Геронтологическом центре восстановительный курс лечения прошли уже несколько десятков жителей республики. Напомним, программа постковидной реабилитации, утвержденная постановлением правительства Северной Осетии, стартовала 1 декабря.

«При поступлении все пациенты осматриваются мультидисциплинарной бригадой, в составе которой терапевт, невролог, физиотерапевт, кардиолог, врач ЛФК, психотерапевт, врач функциональной диагностики, рефлексотерапевт. Каждому пациенту составляется индивидуальный план программы реабилитации. Для восстановление после тяжёлого недуга мы имеем широкий спектр возможностей: лечебные ванны, электро- и светолечение, массаж, магнитотерапия, лечебная физкультура в совокупности с дыхательной гимнастикой, галотерапия для улучшения дренажной функции бронхо-легочной системы, для повышения иммунитета — фиточаи и кислородные коктейли, эрготерапия. В помощь и природные факторы – наш санаторий находится в экологически чистом районе Владикавказа в непосредственной близости с сосновым бором», — рассказала член Общественной палаты Северной Осетии, врио директора санатория «Сосновая роща» Инна Джиоева.

Члены Общественной палаты Северной Осетии выразили надежду на то, что в обновленном законопроекте будут учтены все прозвучавшие в ходе обсуждений предложения, и будет сформирован действительно рабочий нормативно-правовой акт, который с учетом не самой благополучной эпидемиологической обстановки большинство населения воспримет положительно.

А пока идет работа над технической стороной противоэпидемических мер. Так, уже в декабре портал государственных услуг технически будет готов для выдачи сертификатов привитым иностранными вакцинами и тем, кто переболел COVID-19, к врачам не обращался, но имеет соответствующий уровень антител.

В отношении законопроекта № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» участники общественной экспертизы высказали единодушное мнение: есть целый ряд жизненных ситуаций, в которых нововведение создаст для граждан большие трудности. В частности, дополнительные действия по получению сертификатов перед приобретением билетов или вылетом невозможны. Особенно сложно вводить коды или сертификаты для поездок по межрегиональным автобусным маршрутам. Кроме того, введение сертификатов требовало бы также решения проблемы заблаговременной покупки билетов в случаях, когда по объективным причинам меняется код.

Не случайно Президент РФ Владимир Путин на встрече с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека отметил, что «нужно быть очень аккуратными при этих решениях, самым внимательным образом посмотреть, к чему это приведет, и посмотреть, готова ли транспортная система для того, чтобы не ограничить права людей».

13 декабря Совета Госдумы снял с рассмотрения законопроект о введении QR-кодов на транспорте в текущем виде. Очевидно, это следствие услышанных позиций институтов гражданского общества, мнений значительного числа наших граждан, экспертов в области транспорта.