Михаил Шаталов: «Быть владикавказцем»

31

Уже около четырех лет успешно работает Общественный совет Владикавказа. Его бессменно возглавляет один из самых опытных руководителей города и правительства республики Михаил Шаталов. За эти годы газета «Северная Осетия» много раз освещала работу совета и беседовала на своих страницах с его руководителем. Сегодня в республике наметились большие перемены в социально-экономической жизни, и у газеты вновь возникла необходимость обсудить с руководителем общественного совета текущие задачи и планы развития Владикавказа.

– Михаил Михайлович, наша очередная встреча проходит в канун вашего дня рождения, так что примите поздравления! Ну, а первый вопрос такой: как вы оцениваете шаги нового руководителя республики и чего ждете от нового состава правительства?

– На протяжении всей работы городского совета мы с коллегами поднимали и добивались от администрации Владикавказа комплексного решения тех вопросов развития города, на которые с первых своих шагов обратил внимание новый глава республики Сергей Меняйло.

Мы всегда говорили о крайней необходимости сохранения исторического облика самого красивого города Юга России, о решении проблем муниципальных коммунальных организаций, о реформировании системы пассажирских перевозок, о сохранении и развитии городских зон отдыха и многом другом.

С апреля пути решения и ход исполнения этих вопросов Сергей Меняйло лично контролирует на каждом совещании правительства республики. Меня, как человека, семнадцать лет возглавлявшего Владикавказ и три года – правительство республики, чрезвычайно радует и повестка дня главы республики, и его подходы к решению застарелых проблем.

Не сомневаюсь, что и новый состав правительства во главе с Борисом Джанаевым будет профессиональным и эффективным. В сочетании с тем, что и пост главы администрации города недавно занял Вячеслав Мильдзихов, я рассчитываю на активное и компетентное решение городских проблем в тесном сотрудничестве с нашим Общественным советом.

– Вы назвали многие городские проблемы застарелыми, и не менее нова причина их «вечности», которую озвучивают местные и республиканские власти, – отсутствие требуемых для решения проблем огромных средств.

– Действительно, с этой проблемой я, как руководитель, сталкивался всегда – и при советской власти, и на переломе прежней и нынешней эпох, и в настоящее время. Однако даже в самые сложные годы мы изыскивали необходимые средства на осуществление просто колоссальных проектов!

Вы только подумайте, в 1986 году, когда я только возглавил город, в нем было лишь три небольших микрорайона, десятки тысяч людей ютились в подвалах, бараках, коммунальных квартирах, общежитиях, снимали жилье. Остро не хватало воды, канализационных и ливневых сетей, асфальт был далеко не на всех улицах, набережная была пустырем и свалкой везде, кроме центрального парка…

И тогда мы разработали первый в истории города генеральный план развития… на 50 лет, то есть он действует до сих пор! Благодаря ему Владикавказ обрел нынешний облик. Всего за 15 лет было построено 9 огромных микрорайонов – 34-й, 35-й, «БАМ» и другие. Не менее 180 тысяч горожан получили долгожданное отдельное комфортабельное жилье!

Тогда же всего за полтора года были построены канализационный и ливневый коллекторы по полтора десятка километров – от п. Южного до с. Ногира и мощные очистные сооружения. За пять лет было создано 59 глубинных водных скважин и два огромных накопителя воды, несколько электроподстанций, высоковольтных линий и крупных котельных. Одними из первых в стране начали строить и миникотельные.

Шло мощное развитие транспортной сети – трамвайных путей, асфальтирования и прокладки новых дорог на улицах – Доватора, Ардонской, Пушкинской, К. Хетагурова и многих других. Построили три подземных перехода, и больше их с тех пор так и не стало!

Не было в городе и подобающих столице республики въездов. Мы начали создавать их со стороны ст. Архонской и с. Чермена, потом появились современные дорожные развязки в сторону г. Тбилиси и с. Гизели, еще позже – на с. Октябрьское.

Требовалось расширение и обновление автобусного и трамвайного парков, появился и совершенно новый экологичный и дешевый вид транспорта – троллейбус. А для этого нужно было построить десятки километров троллейбусных линий и на десяток километров увеличить протяженность трамвайных путей, одновременно оптимизировав их.

Ставшие для возросшего количества транспорта узкими мосты – Чугунный, Чапаевский, Кировский – требовалось реконструировать. Более того, возникла идея сделать каждый мост неповторимым, и их, в том числе пешеходный – от гостиницы «Владикавказ», украсили скульптурами реальных и мифических животных, художественными ограждениями и подсветкой.

И все это делалось в рекордно короткие сроки и без паралича городской жизни, с минимальными неудобствами для горожан. Общественный транспорт охватывал все концы быстро разросшегося города и работал 17 и даже 20 часов в сутки!

За полтора десятка лет площадь Владикавказа и его инфраструктура выросли чуть ли не вдвое, он стал намного комфортнее и современнее.

– И вы хотите сказать, что все это делалось буквально за копейки?

– Нет, конечно, и в тех ценах это были огромные средства, причем город их зарабатывал сам! И вот как раз по этой причине мы ценили, по-хозяйски относились к каждому рублю. Теперь это мудрено называется – «целевое и эффективное использование бюджетных средств».

А, кроме того, очень многое делалось на энтузиазме – сверх положенных 8 рабочих часов, на субботниках и воскресниках и чиновниками, и трудовыми коллективами, и простыми горожанами.

Михаил Шаталов награжден: орденами – Почета, Во Славу Отечества, Дружбы народов, Св. Георгия IV степени, Св. благоверного князя Даниила Московского; медалями – Во Славу Осетии, им. А.И. Покрышкина, 850-летия Москвы; международными наградами – Золотой ягуар, Лавры славы, Факел Бирмингема.ДОСЬЕ «СО»

К тому же у нас была мощная команда профессионалов и увлеченных своим делом людей, работавших без принуждения и с интересом по 14-16 часов. Я горжусь и благодарен моим заместителям за совместную работу. Это А.Р. Кусраев, А.В. Черджиев, Н.В. Чиплакова, З.Г. Айларова, З.Т. Федорова.

– Если при советской власти финансирование худо-бедно было регулярным, то как город развивался в эпоху политических и экономических потрясений в начале 90-х?

– Это были труднейшие времена – развал СССР, масштабные вооруженные конфликты, сотни тысяч беженцев… Тем не менее по генплану нужно было продолжить благоустройство набережной, к тому же родилась идея поставить памятник выдающемуся сыну осетинского народа Иссе Александровичу Плиеву. Где? Конечно, на улице его имени!

С финансированием создания памятника помог мэр Москвы Юрий Лужков. Однако подобающе должна была выглядеть и прилегающая территория, и мы нашли-таки в своем бюджете средства на масштабную реконструкцию набережной.

Мы «удлинили» ее на добрый десяток километров – от Красногвардейского до Пожарского моста. Снесли аварийное жилье, проложили пешеходные асфальтовые дорожки, поставили парапет, сделали балконы над рекой, в районе Армянской церкви облагородили водоочистные сооружения, поставили красивое ограждение и создали прогулочную зону.

При этом сохранили намеченное под снос историческое здание нынешнего казначейства и создали вокруг него прекрасную прогулочную зону с ротондой, каменной лестницей и балконом. Барсы, львы, грифы украсили все мосты. А чем мы хуже Афин и Рима?!

Так набережная стала жемчужиной городского ансамбля.

В те же годы был построен кафедральный собор и кардинально реконструирован старейший на Северном Кавказе театр – Русский драматический, стали проводиться городские новогодние елки и отмечаться День города…

Очень хочу верить, что новые составы правительства и городской администрации будут работать так же, а мы – Общественный совет г. Владикавказа – будем им всемерно помогать!

– Как вам кажется, горожане оценили все ваши усилия и вашей команды?

– Безусловно! Достаточно вспомнить, что на первых и последних прямых выборах мэра в 1994 году свои голоса за меня отдали больше 78% избирателей, а один из реконструированных мостов в народе называют «шаталовским». Думаю, это высшее признание – стать частью народного языка!

– А последовало ли такое признание за пределами республики?

– Судите сами: в 90-е годы Владикавказ принял несколько форумов городов России, выросло число его городов-побратимов, в том числе и в других концах света. Отражением достижений в развитии города также стали и мои победы во всероссийских конкурсах мэров, избрание меня вице-президентом Совета российских городов, федеральные и республиканские ордена и медали, грамоты двух президентов России и многочисленные награды самых авторитетных общественных организаций страны.

Два срока подряд с 1992 по 1996 годы президент страны назначал меня членом российской делегации в Европейском совете. Я также участвовал в разработке одного из важнейших и сложнейших законов страны – «О местном самоуправлении».

Думаю, что и назначение в 2002 г. премьер-министром республики – тоже признание моего опыта и потенциала…

– Не могу промолчать, что премию за победу в конкурсе российских мэров в 50 тысяч долларов вы передали в свой благотворительный фонд. А он финансирует 10 именных стипендий студентам, которым вы же преподаете в СОГУ в качестве профессора и доктора наук.

– Спасибо, что вспомнили. Я считаю, что каждый человек обязан помогать другим в той мере, в какой он в состоянии. И так же каждый из нас должен вести себя по отношению к своему родному городу и селу.

И если власть призвана создавать для всего этого материальные условия, то роль общественных органов и организаций – разбудить в жителях гражданскую активность и направить ее в помощь усилиям власти. Решить сложнейшую задачу благоустройства города под силу только всем вместе – и власти, и простым горожанам.

Надо служить своему народу и относиться к городу, селу, где живешь, как к родному. Быть владикавказцем – это не только высокая честь, но и большая ответственность!