Трансформация высшего образования и вклад в экономику

129

В рамках второго дня форума «Сообщество» состоялся круглый стол «Роль высшей школы в решении задачи кадрового обеспечения трансформирующейся экономики (рынка труда)».

Модератор дискуссии Азамат Тлисов, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки, отметил, что реализации региональных приоритетов способствует эффективная система подготовки профессиональных кадров. По его словам, новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций.

«Мы вынуждены констатировать, что сегодня Россия не в полной мере, наравне с ведущими экономиками мира, включена в процессы развития человеческого капитала и повышения квалификации кадрового ресурса. На современном этапе необходима корректировка и эффективное применение комплекса мер организационного, информационного, научного и контролирующего характера. Предлагаем обсудить основные причины несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда, а также озвучить предложения по улучшению ситуации», — сказал общественник.

Ректор Северо-Осетинского государственного университета имени Хетагурова Алан Огоев отметил, что поднимаемая сегодня тема актуальна всегда и для всех регионов.

«Если мы говорим о трансформации экономики территории, цифровизации, то и система подготовки кадров также должна меняться. При развитии экономики региона важно говорить об инвестиционной составляющей и отраслях-драйверах, где требуются подготовленные высококвалифицированные кадры, которые могут включиться в реализацию проектов с момента начала их проектирования. Необходимо менять или корректировать образовательные программы, делая их более гибкими под конкретную отрасль. Поэтому здесь важна состыковка между реальным сектором экономики и системой образования, в том числе дополнительного образования», — сказал эксперт.

Алан Огоев отметил, что индикатором качества работы высшей школы служит соотнесение показателей входа студента в университет (балл ЕГЭ) и процент трудоустройства выпускников по специальности. Задача состоит в том, чтобы выпускники вузов шли не в бюджетную сферу, а в бизнес или, более того, сами создавали бизнес.

«На площадке высшего учебного заведения необходимо организовывать проект “Диплом как стартап”. Для этого должна быть сформирована определенная законодательная база, в вузе должны быть компетентные тьюторы и наставники, созданы акселераторы на базе вуза — все это способствует тому, чтобы как можно больше идей превращалось в бизнес-инициативы», — подчеркнул он.

Эксперт также добавил, что Северная Осетия по статистике имеет наибольшее количество жителей региона с высшим образованием, но при этом вклад этих выпускников в валовый региональный продукт субъекта РФ один из самых низких. Это говорит о низкой капитализации знаний и влиянии образования на экономику.

Азамат Тлисов сказал, что в России более 50 процентов населения имеют высшее образование (выше показатель только у Канады — более 60 процентов), но при этом их вклад в ВВП очень низкий.

«Основной причиной этого является то, что в течение трудовой карьеры люди не вкладываются в дополнительное образование, повышение квалификации или переподготовку. То есть имея высокие стартовые образовательные позиции, граждане деградируют в плане влияния на экономику на протяжении жизни», — пояснил член ОП РФ.

Заведующая кафедрой «Экономика и финансы» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, доцент, доктор экономических наук Лариса Лазарова выразила уверенность в том, что влияние человеческого капитала на развитие экономики страны велико, однако этот потенциал не используется в полной мере.

«В России к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) прибегает лишь 13 процентов от выпускников вузов. Кроме того, сегодня повышается востребованность в получении допобразования специалистами рабочих профессий. Считаю, что нельзя получить образование и на этом остановиться, потому что в условиях трансформирующейся экономики работодатель постоянно предъявляет различные требования. Ситуация непрерывно меняется, поэтому и система образования должна становиться более гибкой и адаптироваться под эти изменения», — рассказала эксперт.

Азамат Тлизов также отметил, что в России по сравнению с другими странами пока низкий показатель вклада бизнеса в развитие и переподготовку своих сотрудников. Руководителям компаний проще найти на рынке труда востребованного специалиста, нежели вырастить его внутри компании. В этой части мы недокапитализируем программы развития кадров, подчеркнул эксперт.

Заместитель директора Северо-Кавказского института РАНХиГС, профессор кафедры государственного, муниципального управления и права, доктор экономических наук, профессор Наталья Киселева назвала причины, которые обусловливают разрыв между рынком образования и рынком труда. Эксперт добавила, что не рынок труда будет подстраиваться под рынок образовательных услуг, а, наоборот, рынок образовательных услуг должен быть выстроен с учетом потребностей рынка труда.

«Основными причинами дисбаланса можно назвать отсутствие в России системной работы по прогнозированию тенденций рынка труда. Система образования реагирует не на прогнозируемые потребности рынка труда, а на существующие. Необходимо строить такие прогнозы, а не рейтинги востребованных процессий. Другая причина дисбаланса кроется в том, что рынок образовательных услуг ориентирован на потребности молодежи. Рынок услуг высшего образования в большей степени коммерциализированный, 45 процентов — это государственный заказ, остальное — коммерческая составляющая, рассчитанная на запрос абитуриентов и их родителей, у которых складываются стереотипы профессиональной востребованности их детей. Они ориентированы даже не на сегодняшний, а на вчерашний день. Третье — это большой временной лаг, который вуз затрачивает на организацию лицензирования и аккредитации высшего учебного заведения», — отметила Наталья Киселева.

Подводя итоги, Азамат Тлисов сказал, что необходимо активнее внедрять систему ДПО в стране и распространять ее не только на средний профессиональный состав, но и на собственников бизнеса. Это, по мнению общественника, позволит эффективнее развивать экспортную политику и будет способствовать выходу России на мировой рынок.

Видеозапись круглого стола