Как запустить с нуля успешный социальный бизнес

95

В рамках форума «Сообщество» Общественной палаты РФ, который проходит во Владикавказе 26–27 мая, состоялся мастер-класс «Как запустить с нуля успешный социальный бизнес».

Модератором выступила Евгения Дмитриева, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности. Мастер-класс прошел в интерактивном формате, живом диалоге с присутствующими в зале.

Эксперт рассказала о трех главных блоках построения бизнеса и развития проекта: идее, стратегии и финансировании.

«Мы много общаемся с ребятами-активистами, которые хотят сделать социально значимый проект, но они расстраиваются, что это никому не надо. На самом деле они сталкиваются с главной проблемой, о которую разбивается любой бизнес, в том числе социальный, — ошибками в тестировании идеи. Чтобы идея стала результатом, важно уметь применять две техники: статистику и аналитику, а также живое общение с людьми. Самое важное в бизнесе — это проблема и боль потребителя. Грамотная формулировка проблемы — 70 процентов успеха в запуске любого проекта», — сказала Евгения Дмитриева.

По мнению спикера, необходимо провести как минимум 100 интервью с потенциальной целевой аудиторией, иначе выборка будет нерелевантной. Более того, хорошо прописанная проблема помогает быстро найти инвестора.

Далее стоит создать прототип проекта и протестировать его на целевой аудитории. Важно на этом этапе собрать максимум обратной связи и затем упаковать в концепцию.

«Стратегия — это долгосрочный план развития продукта. В нее заложена глобальная миссия проекта, его идеологическая составляющая», — сказала Евгения Дмитриева.

К этому относятся описание продуктов, которые планируется создать в течение трех — пяти лет, понимание клиента и целевой аудитории, рынков. Также стратегия должна содержать информацию о том, какое социальное воздействие бизнес будет оказывать на граждан.

В середине встречи прошла бизнес-игра с проработкой конкретных кейсов социального бизнеса. Участники предложили свои примеры и обсудили то, как грамотно воплотить идеи в жизнь в качестве социально значимых бизнес-проектов.

В финале мастер-класса Евгения Дмитриева рассказала о третьем блоке — финансировании.

«В первую очередь можно привлечь семью и друзей, которые верят в ваш проект. Вторая категория — бизнес-ангелы, частные индивидуальные предприниматели, которые дают небольшое количество средств на ранней стадии запуска проекта», — пояснила эксперт.

Более серьезную финансовую поддержку на стадии выхода на рынок и развития проекта можно получить от институциональных фондов, а также крауд-инвестинга. Гранты занимают особую роль в системе механизмов финансирования.

«Это целевое использование средств, с их помощью можно привлечь значительные суммы, однако они расслабляют команду проекта», — заметила Дмитриева.

Спикер подчеркнула, что в России есть мнение о том, что венчурные инвесторы не обращаются к социальным проектам, однако это не так. В России существует большое сообщество импакт-инвесторов, которые вкладывают деньги в социально значимые проекты.

«На социально значимый бизнес есть большой спрос со стороны инвесторов, но предложение довольно маленькое, поэтому его надо генерировать и развивать», — подытожила свое выступление член ОП РФ.

Видеозапись мастер-класса