«Неоптимальная оптимизация»

169

По приглашению Общественной палаты Северной Осетии представители всех районных управлений образования республики приняли участие в общественных слушаниях Общественной палаты РФ, посвященных оптимизации сельских школ в субъектах РФ. Участники встречи обсудили наиболее распространенные проблемы, возникающие при реорганизации малокомплектных школ в населенных пунктах. 

За последние 20 лет число сельских школ в России сократилось вдвое: с 45,5 тысяч  в 2010 году до  22,9 тысячи в 2019 году. Основное сокращение пришлось на 2014 год.

Глава Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина представила статистику финансового обеспечения программ и проектов по сохранению и развитию села в России. Несмотря  на сокращение численности сельских школ, в целом оказывается внушительная государственная поддержка. Например, с 2019 по 2020 год по линии Минсельхоза России на финансирование мероприятий по комплексному развитию сельских территорий выделено 33,1 миллиарда рублей. По другим ведомствам — 127 миллиардов рублей.

Зачастую реорганизация сельской школы приводит к конфликтам местных жителей и администрации, нет диалога власти и общества. Эксперт отметила, что законодательством предусмотрен  учет мнения жителей муниципального образования, но в связи с неоднородным территориальным делением, на сельские территории, входящие в состав городских округов, не распространяется данная норма. Юлия Оглоблина предложила законодателю внести изменения формулировок и использовать понятия «сельские территории» или «сельские населенные пункты». Предлагается учесть позицию регионов по данной проблеме и рассмотреть опыт субъектов РФ по реорганизации образовательных учреждений, работе с населением и оценке последствий оптимизации школ на федеральном, региональном и местном уровне.

Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Евгений Семченко рассказал об  итогах проведенного анализа всех образовательных учреждений страны. Выявлено,  что в России насчитывается 9324 школы с низкими образовательными результатами — это школы, где более трети обучающихся в параллели не осваивают предметы, в том числе старшеклассники. 

Во втором полугодии 2020 года на федеральном уровне проведены курсы повышения квалификации для педагогов из сельских и малокомплектных школ. Более 70 тысяч педагогов повысили квалификацию по ряду предметов — русскому языку, математике, химии, физике и биологии. Кроме того, по словам эксперта, ежегодно по 4,5 тысячи школ, в первую очередь сельские малокомплектные, будут обеспечиваться базовым лабораторным оборудованием по физике, химии, биологии.

Рассказывая о  цифровизации в образовательной системе, эксперт отметил, что министерством не планируется переводить обучение полностью в онлайн -формат и отказываться от традиционной формы обучения. В планах министерства проведение широкополосного интернета во все школы, включая сельские, поставка компьютерного и проекционного оборудования. 

Проецируя озвученные на общественных слушаниях вопросы на Северную Осетию, следует отметить, что в настоящее время в республике решается проблема ликвидации двухсменного режима обучения в школах. Строятся новые школы, при этом, власти Северной Осетии смогли сохранить 20 малокомплектных школ в небольших населенных пунктах. В Северной Осетии успешно работает самая малокомплектная школа в России в с. Ахсау  Ирафского района— в ней учится один ученик.

В республике актуален вопрос старения педагогических кадров, а также нехватка учителей английского языка, математики, особенно, в сельских школах. Для решения этой проблемы используется ресурс государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий», в рамках которой выделяется субсидия на приобретение жилья представителям сельской интеллигенции.

Кроме того, Северная Осетия с 2020 года участвует в государственной программе «Земский учитель». 16 преподавателей разных дисциплин в минувшем году получили от министерства образования 1 миллион рублей при условии, что  не менее 5 лет будут работать в сельской местности. На 2021 год определен перечень вакантных должностей учителей.

Федеральным центром выделена субсидия на предоставление 15 единовременных компенсационных выплат учителям, которые станут победителями конкурсного отбора. В перечень вошли следующие вакантные должности: учитель математики в школе пос. Мизур, учитель математики в школе с. Майрамадаг, учитель русского языка и литературы в школе пос. В. Фиагдон; учитель русского языка и литературы в школе с. Нарт, учитель математики в школе №1 г. Ардона; учитель математики в школе с. Сурх-Дигора; учитель математики, учитель английского языка, учитель информатики в школе ст. Павлодольской; учитель русского языка и литературы в школе п. Советский, учитель математики в школе ст. Черноярская, учитель физики в школе №108 г. Моздока; учитель математики в школе с. Ольгинское; учитель английского языка в школе с. Сунжа, учитель химии в школе №1 ст. Архонская.

Совместно с Рособрнадзором реализуется проект “500+”, в рамках которого предстоит выполнить задачу, поставленную Президентом страны, о вхождении России в десятку стран мира по качеству общего образования. В 2021 году  26 общеобразовательных организаций Северной Осетии, включенных в список школ с низкими образовательными результатами, отобраны для участия в Проекте «500+». Это дает возможность активизировать внутришкольные системы профессионального развития педагогов, внедрить в практику успешное осуществление проектной, исследовательской и творческой деятельности.

По итогам общественных слушаний, организованных Комиссией Общественной палаты РФ, разрабатываются рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке специализированных государственных программ, направленных на поддержку сельских школ. Документы будут направлены в правительство  РФ и профильные ведомства.