Объективный взгляд

717

В Общественную палату Северной Осетии поступили обращения граждан республики в связи с публикацией в газете «Свободный взгляд» статьи «Пятилетка Битарова». Рассмотрев изложенные в статье факты, члены Общественной палаты республики предлагают читателям сопоставить точку зрения автора публикации с объективным взглядом общественности на происходящие в республике процессы.

Мы не можем согласиться с попыткой ввести в заблуждение наших сограждан в оценке того, что сделано в республике за последние пять лет усилиями трудовых коллективов, предпринимательского сообщества, усилиями главы республики. Владея информацией о реальном положении дел, автор статьи, тем не менее, дает крайне негативную оценку итогам деятельности власти, игнорируя достигнутые результаты за пятилетнюю работу руководителя республики, объемы которой в действительности достаточно убедительны.

В этом утверждении мы опираемся на результаты общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, который Общественная палата осуществляет в рамках своих полномочий. Мы не отрицаем того факта, что проблем в республике достаточно, и они требуют своего решения. Но будем объективны: попытки обвинить главу Северной Осетии в бездействии или беззаконии — по нашему мнению, намеренная его дискредитация.

Экономика и финансы

В статье утверждается, что Осетия была и остается депрессивным регионом, несмотря на существенное увеличение трансфертов из федерального бюджета. При этом замалчивается причина роста поступления федеральных средств. Очевидно, что если федеральные средства не осваиваются должным образом, на основании действующего законодательства, то федеральный центр не наращивает объемы оказываемой поддержки. Каждый бюджетный транш строго контролируется на федеральном уровне.

Вспомним состояние бюджета республики в 2016 году, когда Вячеслав Битаров возглавил Северную Осетию. Пять лет назад дотационность республиканского бюджета составляла 32,1%, то есть треть всех поступлений составляли федеральные средства — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта. Госдолг республики превышал 9 млрд. рублей, задолженность по федеральным целевым средствам – более 2 млрд. рублей, задолженность бюджета перед поставщиками работ и услуг – более 1 млрд. рублей. Была велика угроза того, что Осетия не сможет своевременно выполнять свои социальные обязательства перед населением и будет вынуждена объявить себя банкротом. Благодаря предпринятым мерам правительству уже к концу 2016 года удалось погасить накопленный за несколько лет долг перед федеральным бюджетом в размере 2 млрд. рублей по целевым средствам.

Власти последовательно занимались замещением долга по коммерческим кредитам бюджетными, и это позволило сократить расходы на выплату процентов коммерческим банкам.

Большое внимание было уделено работе по наращиванию собственных доходов республики. Так, в 2016 году поступило 99,9 % от запланированных доходов, это на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2015году. Осетия смогла получить право участия в программе реструктуризации долговых обязательств. В результате возврат задолженности по бюджетным кредитам в настоящее время осуществляется поэтапно до 2024 года. Эта мера позволяет республиканскому правительству перераспределять в пользу социальных обязательств те средства, которые необходимо было вернуть по бюджетным кредитам. Знаковым в финансовой сфере республики стал 2018 год — впервые бюджет был исполнен с профицитом в 420 млн. рублей и сокращением госдолга на 221 млн. рублей, впервые объем бюджета превысил 30 млрд.рублей. Кроме того, была полностью ликвидирована текущая задолженность по социальным выплатам.

Сегодня республика уже снизила долговые обязательства на 600 млн. рублей, а долговая нагрузка на бюджет сократилась почти вдвое. Дотационность республики за пять лет неуклонно снижается, и по результатам 2020 года она составила 22,9%, таким образом, снижение к 2016 году составило 9,2%.

По состоянию на 1 января 2021 года государственный долг республики составил 8,42 млрд. рублей. За четыре года объем бюджета Северной Осетии увеличился более, чем на 13 млрд. рублей. При этом увеличение налоговых и неналоговых доходов превысило 6 млрд. рублей.

Что касается реального сектора экономики, наблюдается положительная динамика по ряду важных макропоказателей. Объем отгруженных товаров промышленного производства предприятиями республики вырос за пять лет в 1,3 раза и составил в 2020 году 35,3 млрд. руб. Индекс промышленного производства с 2016 по 2019 годы снизился до 84,4 %, что связано преимущественно с завершением деятельности ОАО «Электроцинк». Однако по итогам 2020 года этот показатель вырос до 124,7%. Объем производства продукции сельского хозяйства за 5 лет вырос на 23,5 %.

Одним из важнейших показателей развития каждого региона является привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу.

В нашей республике за прошедшие пять лет за счет всех источников финансирования инвестиции составили 147,2 млрд. рублей. В 2020 году вследствие пандемии была приостановлена работа предприятий стройиндустрии и поставка некоторых строительных материалов, но, тем не менее, принятые меры позволили Северной Осетии подняться на 33 позиции в Национальном рейтинге Агентства стратегических инициатив и занять 46 место среди 85 регионов, а также выйти на вторую позицию в СКФО.

Это – фактологические данные, регулярно предоставляемые Министерством финансов и Министерством экономического развития республики в качестве отчета Общественным советам при этих ведомствах, в состав которых входят авторитетные эксперты в области экономики и финансов, имеющие опыт работы в разных экономических и исторических реалиях.

Мы отмечаем существенно возросший уровень участия республики в государственных программах. С 2016 года удалось увеличить привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидии почти в пять раз – с 4,5 млрд. рублей в 2016 году до 22,1 млрд. рублей в 2020 году, из них 8,9 млрд. рублей — на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов.

В 2017 году по поручению Президента РФ В.В. Путина Правительством РФ утвержден масштабный перечень мероприятий социально-экономического развития республики (50 мероприятий), 27 из них направлены на развитие Моздокского и Пригородного районов.

Проводимые нами общественные проверки исполнения программ показали, что к концу 2020 года 29 мероприятий реализованы, по 8 — в рамках государственных программ ведутся строительно-монтажные работы. В ноябре 2020 года Правительство РФ расширило перечень мероприятий по развитию Северной Осетии, пролонгировав их до 2025 года и дополнив 38 новыми проектами в рамках генерального плана развития города Беслана. Это- строительство подстанции скорой помощи, детских садов, школ и учреждений дополнительного образования, ремонт спортивного стадиона на две тысячи мест, благоустройство парка, реконструкция домов культуры, творческих центров, автодорог и объектов ЖКХ.

И главное, впервые с 2004 года, пострадавшие в теракте жители Беслана начнут получать ежегодную материальную помощь на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Программа социально-экономического развития Беслана подготовлена Правительством республики по поручению Вячеслава Битарова. Заметим, в формировании перечня социально значимых объектов непосредственное участие принимало гражданское общество, жители Правобережья, муниципальная палата района.

Социальная сфера

Общественные советы, созданные при всех министерствах и ведомствах республики, осуществляют постоянный общественный контроль за исполнением социальных обязательств. Мониторинг показал, что социальные обязательства выполняются в срок и в полном объеме. Министерство труда и социального развития Северной Осетии предоставляет гражданам республики 56 видов различных социальных выплат и пособий (за счет средств федерального бюджета – 23, за счет средств республиканского бюджета – 33; 2 выплаты — на условиях софинансирования).

С 1 января 2018 г. Северная Осетия — в числе субъектов РФ, в которых введено ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка до достижения им трех лет. (в размере 10280 руб. в месяц на одного ребенка в 2020 г.). С 2018 г. эту поддержку получили 6768 семей, а общая сумма направленной помощи составила 1,340 млрд. руб., в том числе из республиканского бюджета 97 млн. руб.

С 2017 г. из республиканского бюджета ежегодно выделяются средства для предоставления субсидий на приобретение жилья семьям, в которых одновременно рождаются трое и более детей. Уже 16 семей получили субсидии на приобретение жилья, в том числе 4 семьи в 2019 году и 2 семьи в 2020 году. Размер субсидии в 2020 году составил 1,88 млн. руб.

Как известно, на протяжении длительного времени не выплачивался республиканский материнский капитал. В 2019-2020 гг. удалось решить эту проблему: материнский капитал получили 5778 семей на общую сумму 288,9 млн. руб. По поручению Президента РФ В.В. Путина в два раза повышен минимальный размер пособия по уходу за ребенком — с 3375 руб. до 6751 руб.

С 2020 г. возобновлена выплата компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (выплаты получают 3187 чел.)

За прошедшие пять лет обеспечены жильем 324 наиболее нуждающихся граждан: дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей. Общий объем ассигнований составил 431 432, 6 тысяч рублей.

Безработица и борьба с бедностью

«Свободный взгляд» пишет: «В «битаровский период» РСО-Алания отличилась высоким в стране уровнем безработицы». По факту, уровень зарегистрированной безработицы за 4 года снижался (с 2,8 % в 2016 году до 1,6 % в 2019 году). Однако в условиях пандемии действительно отмечен значительный рост численности зарегистрированных безработных. Вынужденный режим самоизоляции в 2020 году, введенный, заметим, не только в Северной Осетии, а практически во всем мире, стал тяжелым испытанием для субъектов малого и среднего бизнеса, самозанятых граждан, для экономики в целом. Следует отметить, что власти республики предприняли ряд мер, чтобы поддержать население в этот трудный период. В частности, увеличен размер пособий по безработице, и это привело к росту числа обращений населения в учреждения службы занятости. Таким образом, численность официально зарегистрированных безработных составила 19,4 тыс. человек при уровне регистрируемой безработицы 6,2 %. Во исполнение поручения Президента РФ с июня 2020 года малоимущим семьям предоставляется ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 2020 г. ее получили 28600 граждан. Общая сумма выплат составила 2 071 716 т. руб.

На заседании круглого стола в Общественной палате в феврале текущего года представители профильных министерств и комитетов республики, главы администраций местного самоуправления проинформировали о реализации республиканской программы «Борьба с бедностью». С 2021 года осуществляется государственная социальная поддержка на основании социального контракта. Планируется, что общая численность граждан, заключивших такой контракт, составит 1077 человек. Размер субсидии из федерального бюджета составит 141,1 млн. руб., а объем финансирования из республиканского бюджета – 10,6 млн. руб. Основные реализуемые направления помощи достаточно убедительны и результативны: помощь гражданам в трудоустройстве (420 малоимущих граждан); при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности (448 малоимущих граждан); ведении личного подсобного хозяйства (209 малоимущих граждан). На сегодняшний день социальные контракты уже заключены со 113 малоимущими семьями. Представители общественности участвуют в работе межведомственных комиссий, реализующих эту социально важную программу.

О рейтингах

«Свободный взгляд» пишет о понижении позиций Битарова, в т.ч. в рейтинге политолога Минченко. Общеизвестно, что любой рейтинг, формируемый группой людей, несет в себе некую долю субъективности. И это объяснимо: федеральные политологи не всегда владеют в достаточной мере информацией о жизни региона, в котором они, как правило, не были. Смысловая нагрузка подобных прогнозов и рейтингов весьма сомнительна. Одни прогнозы агентств и политологов базируются на факте заинтересованного сотрудничества, другие регулярно бьют мимо цели, в чем можно убедиться, пролистав Telegram-канал редактора газеты «Свободный взгляд» Мадины Сагеевой. Она не раз отправляла Вячеслава Битарова в отставку, опираясь на прогнозы всевозможных экспертов. Мы, как общественный орган, представляющий интересы гражданского общества, предпочитаем ориентироваться, к примеру, на «Национальный рейтинг» (проект ЦИК «Рейтинг»), который специализируется на выяснении отношения населения и экспертного сообщества к региональной власти.

Согласно данным за 8-28 февраля Вячеслав Битаров — в тройке лидеров глав субъектов Северо-Кавказского Федерального округа наряду с Рамзаном Кадыровым (Чечня) и Махмуд-Али Калиматовым (Ингушетия). Занять лидирующую позицию ему удалось благодаря достижениям в сферах экологии и безопасности региона, состоянии делового климата, борьбе с коррупцией, информационной открытости, а также качеству дорог. По данным Центра политической конъюнктуры, полученным на основе анализа отношения россиян к главам регионов в соцсетях, по доле позитивных сообщений на просторах Интернета за декабрь 2020 года Битаров занял 41 строчку, в рейтинге глав регионов по доле негативных сообщений — 52 строчку.

Что касается карикатур, мемов, анекдотов, о которых пишет «Свободный взгляд», отметим, что Вячеслав Битаров стал главой Северной Осетии в период расцвета социальных сетей. Сталкивались с карикатурами и анекдотами на страницах газет и другие руководители региона. Отличие лишь в том, что аудитории газет и соцсетей несопоставимы по охвату. А современные технологии предоставляют широкое поле деятельности для анонимных каналов, чем многие охотно пользуются. И подобная картина не только в Северной Осетии. Руководство регионов страны (за редким исключением) подвергается критике и нападкам со стороны сеток каналов оппозиции, скрывающих свое настоящее лицо и имя за аватарками. Таковы реалии сегодняшнего дня. Появление карикатур и анекдотов в сети никак не коррелирует с наличием или отсутствием авторитета у власти, а всего лишь являются инструментом борьбы за эту самую власть.

Смена элит и кадры

Возглавив Северную Осетию, Вячеслав Битаров продолжил курс экс-главы республики Тамерлана Агузарова. Ему действительно удалось изменить расклады, «которые принципиально не менялись ни при одном предыдущем руководителе (Галазов, Дзасохов, Мамсуров)». Этот шаг позволил сделать работу госорганов более прозрачной и был необходим для дальнейшего развития республики.

«Свободный взгляд» пишет о том, что при действующей власти в различные ведомства назначаются люди, которые «по оценкам не соответствуют постам». В качестве примера несоответствия квалификации приводится вице-премьер Ирина Азимова, «перешедшая на госдолжность из администраторов ресторана главы». Этот тезис давно муссируются для того, чтобы внушить людям, что команда Главы профнепригодна. Обратимся к биографическим сведениям об Ирине Азимовой. Школьный учитель, преподаватель СОГУ, директор СОШ №6 г. Беслан, ведущий специалист-эксперт Министерства образования и науки республики… За ее плечами — двадцатилетний путь в системе образования. И лишь один год (с 2013 по 2014) она проработала старшим администратором ООО «Кейтеринг «Бавария»». Но «Свободный взгляд» продолжает настаивать на несоответствии Азимовой занимаемой должности, ссылаясь на чьи-то оценки и закрывая глаза на два десятка лет педагогического стажа.

Показателен и пример Таймураза Фидарова, который, по мнению «Свободного взгляда», как «руководитель управления по внутренней политике, бывший юристом и помощником Битарова», не соответствует своей должности. Согласно данным биографии Фидарова, также имеющимся в открытом доступе, он окончил СОГУ имени К.Л. Хетагурова, получив квалификацию «юрист с государственно-правовой специализацией», затем — ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по программе «Правовое регулирование государственного и муниципального управления», работал на кафедре истории, государства и права СОГУ, 10 лет работал в Аппарате Парламента РСО-Алания, далее руководителем секретариата Председателя Правительства, а затем был назначен на должность заместителя руководителя Администрации Главы и Правительства РСО-Алания. Мы не видим в этом трудовом пути противоречия закону о госслужбе. При этом Таймураз Фидаров никогда не работал «руководителем управления по внутренней политике» или «юристом» ни Битарова, ни «Баварии».

«Криминальные хроники»

«Отдельная проблема — криминализация общества. «Разборки» с применением оружия вернулись в республику…», пишет не назвавший себя автор. Между тем, согласно данным Генпрокуратуры РФ, за январь-ноябрь 2020 года Северная Осетия, наряду с Чечней и Адыгеей, вошла в число регионов-лидеров, где уровень преступности сократился значительнее всего. Декриминализация в нашей республике сложилась в основном за счет сокращения числа тяжких преступлений. Их выявлено на треть меньше, чем в 2019 году – и это самый высокий показатель в стране!

Далее «СВ» пишет: «Предложение «уступить» бизнес зачастую поступает от известных в республике людей, которые пользуются совсем не законными методами убеждения несогласных». Напомним, что любые утверждения профессиональные журналисты должны подкреплять фактами. И если издание не готово их предоставить, то это голословные, ничем не подтверждённые заявления.

Земля

В статье упоминается «неурегулированность земельных отношений». Как информирует Министерство государственного имущества и земельных отношений республики, проведена инвентаризация земельных угодий, в результате выявлены 5 тысяч гектаров неучтенных земель. Путем приведения стоимости арендной платы в соответствие с рыночной, удалось практически искоренить практику передачи земель в субаренду.

Вызывает недоумение заявление о том, что «Аренда пахотной земли на территории РСО-Алании была поднята трижды за его период правления в пять раз, чтобы впоследствии изымать ее у фермеров и колхозников». На самом деле, предпринятые меры способствовали выходу аграриев «из тени» и, как следствие, увеличению поступления средств в бюджет: если в 2012 году в доходную часть бюджета от аренды земель поступали 1,3 млн. рублей, то, в 2016 году -20,9 млн. рублей, а по итогам 2019 – 41 млн. рублей. Это — серьезные суммы, которые республика теряла на протяжении многих лет.

Во время встреч главы Северной Осетии Вячеслава Битарова с жителями районов, люди жаловались на то, что им негде пасти скот. Причина проста: до недавнего времени все территории для выпаса не были закреплены. С юридической точки зрения пастбища являлись свободной землей, а значит при поступлении заявок от граждан на предоставление им в аренду данных участков, Минимущество не имело оснований для отказа. По поручению Главы Республики проведена работа по юридическому оформлению сельских пастбищ. За последние два года 11 муниципальных образований получили земельные участки, законодательно оформленные должным образом именно под выпас скота: с. Дзуарикау – 55 га; с. Красногор – 58,4 га; с. Фарн – 3 участка общей площадью 55 га; с. Рамоново – 25 га; с. Нижняя Саниба – два участка общей площадью 69,4 га; с. Верхняя Саниба – 70,4 га; с. Раздзог – 225 га; с. Црау – 50 га; Красноходское сельское поселение – 66,5 га; г. Ардон – 68 га; с. Цалык – три участка общей площадью 77,3 га.

Составлена подробная карта земельных угодий Северной Осетии. Этот учет облегчил работу по привлечению инвесторов в республику. Так, ООО «Казачий хутор» арендовал 95 га земли на три года южнее с. Фарн под закладку интенсивных садов. Поступления от налогов в бюджет республики за этот период составят 80 000 тыс. руб. В результате реализации проекта будут созданы 285 новых рабочих мест.

Другому крупному инвестору — ООО «Арлан Фиш» — предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 26 га в с. Красногор. Поступления от налогов в бюджет республики за три года составят 3,2 млн рублей. В результате реализации проекта планируется создание 22 новых рабочих мест.

Еще одно социально значимое достижение в сфере землепользования — благодаря проведенной инвентаризации предоставляются земельные участки семьям, имеющим трех и более детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день эту форму поддержки из земельных ресурсов муниципальных образований и республиканских земель получили 893 семьи.

Полагаем, что это — важные факты, о которых следует информировать население республики.

О едином поставщике лекарств

«Свободный взгляд» пишет: «Битаров создал единого поставщика лекарств. В результате стоимость некоторых препаратов в закупках на 2020 год была завышена вдвое даже от аптечных цен».

Во-первых, закупаемые лекарственные препараты проходят как ценовую экспертизу (Государственный реестр предельных отпускных цен на ЖНВЛП (ЖНВЛС), так и подтверждение соответствия качества через Федеральную систему мониторинга движения лекарственных препаратов.

Во-вторых, шаг по созданию единого поставщика лекарств оправдал себя в условиях пандемии, когда на фармацевтическом рынке возник ажиотажный спрос на ряд препаратов. За счет централизованных закупок лекарств удалось максимально обеспечить необходимыми препаратами, в том числе, вошедшими во Временные рекомендации Министерства здравоохранения РФ «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», медицинские организации, подведомственные Минздраву республики.

Члены Общественной палаты и активисты ОНФ неоднократно проводили рейды по аптекам республики, а также мониторинг наличия препаратов и их ценовую составляющую.

Очевидные факты

Одно из важнейших направлений работы Общественной палаты Северной Осетии на протяжении последних трех лет — общественный мониторинг реализации национальных проектов в республике. Опираясь на накопленные нами данные, с уверенностью можем напомнить общественности и редакции «Свободного взгляда» реальные достижения действующей власти за эти пять лет, пользу от которых чувствует на себе каждый житель Северной Осетии.

Долгие годы стратегически важный для Осетии Моздокский район оставался без должного внимания власти. 2019 год стал для житницы республики «годом прорыва». Была разработана и реализуется трехлетняя программа социально-экономического развития района. Ключевым событием стало строительство дороги Владикавказ — Моздок. Этот важный для республики проект поддержан Президентом РФ. С введением в эксплуатацию современной автомагистрали время в пути между этими городами заметно сократится. Эта транспортная артерия весьма значима и для СКФО, поскольку соединит через Военно-Грузинскую дорогу регионы юга России с Закавказьем.

Запланировано строительство федеральной трассы в обход Владикавказа. Соответствующая договоренность достигнута на встрече Вячеслава Битарова с заместителем главы Минтранса РФ Иннокентием Алафиновым.

Полным ходом идет работа по созданию всесезонного горнолыжного курорта «Мамисон». Благодаря новому объекту будет создано около 3 тыс. рабочих мест, что для Осетии достаточно ощутимо. Ориентировочно «Мамисон» начнет принимать туристов уже в 2022 году. Совокупный объем средств, необходимых для создания курорта, составляет около 16 млрд рублей.

Введена в эксплуатацию Зарамагская ГЭС-1 – крупнейшая электростанция в Северной Осетии и третья по мощности ГЭС на Северном Кавказе.

Реализованы серьезные проекты, направленные на оздоровление экологии республики. Рекультивированы Фиагдонское и Унальское хвостохранилища. Закрыт завод «Электроцинк». Создан постоянный лесной питомник, который способен обеспечивать качественным посадочным материалом не только нашу республику, но и соседние регионы.

Во Владикавказе реконструируются Центральный парк им. К.Л. Хетагурова, Площадь Свободы и проспект Мира.

В рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании продолжается реставрация и ремонт 15 значимых объектов культурного наследия Осетии.

Появилась надежда на возвращение республике былой футбольной славы. Возрожден футбольный клуб «Алания». Открыта академия футбола «Алания», в которой смогут обучаться 120 юношей. Полным ходом идет реконструкция республиканского стадиона «Спартак».

Открылся после капитальной реконструкции Национальный музей. Создана и успешно работает национальная телекомпания «Осетия-Ирыстон». Открыта Аланская гимназия с углубленным изучением предметов на осетинском языке.

Во Владикавказе построен детский технопарк «Кванториум», оснащённый современным высокотехнологичным оборудованием. На площадке «Яндекс. Лицей» школьники обучаются современным цифровым инструментам и средствам программирования.

Спустя много лет вновь заработал владикавказский планетарий, а в нем открыта школа космонавтики – одна из двух в России. В экспериментальных классах с углубленным изучением математики, химии и биологии ведется подготовка одаренных школьников к олимпиадам.

Возрожден конно-драматический театр «Нарты». Создан Центр народных художественных промыслов. Отремонтированное здание бывшего кинотеатра «Родина» на проспекте Мира во Владикавказе передано национальному оркестру Булата Газданова. Уникальный коллектив, впервые за много лет обрел собственное помещение.

Реконструируются дороги и трамвайные пути по проспекту Коста, одной из главных артерий Владикавказа.

Важным событием в здравоохранении стало открытие противотуберкулезного диспансера на 276 коек с поликлиникой на 250 посещений в смену в пос. Южный, а также новой поликлиники Республиканского онкологического диспансера.

Построен и сдан в эксплуатацию новый корпус инфекционного отделения ДРКБ, а сейчас готовится к открытию новая консультативно-диагностическая поликлиника детской больницы.

Строительство и капитальный ремонт детских садов, школ, поликлиник, больниц, ФАПов, домов культуры, спортзалов. Счет открытых объектов идет на десятки, а то и на сотни. А еще строительство дорог, прокладка водопроводных сетей, берегоукрепительные работы, благоустройство дворовых территорий и т.д. Это — колоссальный вклад во все сферы жизнедеятельности республики, в повышение качества жизни граждан.

Хотим обратить внимание на важное, на наш взгляд, обстоятельство. Перерезанием красной ленточки при открытии социально значимых объектов власть не ограничивается. Руководству республики важно понимать насколько эффективно новые объекты функционируют. Неслучайно глава Северной Осетии обратился к Общественной палате и ОНФ с просьбой провести тщательный общественный мониторинг объектов социальной инфраструктуры, созданных в республике в 2016-2018 годах в рамках государственных целевых программ: из «первых уст», от самих пользователей этих объектов узнать о возможно выявленных недочетах, чтобы непременно их устранить. Объекты должны служить людям, а не значиться за «галочками» в отчетах.

Однако газета «Свободный взгляд» предпочла резюмировать свой материал словами: «Провал по всем направлениям жизнедеятельности республики очевиден». Между тем, согласно «Кодексу профессиональной этики российского журналиста», представитель СМИ «обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения…».

Будем объективны, итог «пятилетки» Вячеслава Битарова на посту главы республики очевиден – он сумел найти точки роста Осетии, чтобы вывести ее из затяжного кризиса.

Сегодня наша республика поступательно движется согласно обозначенному вектору развития. И этот путь возможен только при консолидации гражданского общества, свободном, но объективном взгляде на происходящие перемены.