Наш Лановой

232

В Москве сегодня простились с народным артистом СССР Василием Лановым. Церемония прощания прошла в Театре имени Вахтангова. В последний путь народного артиста СССР провожали несмолкаемыми аплодисментами.

Глубоко эту утрату переживает культурная общественность Северной Осетии, потому что Василий Семенович был ее большим другом. О многолетних связях выдающего артиста с нашей республикой вспоминает руководитель движения «Наша Осетия», член Общественной палаты РФ Вячеслав Лагкуев.

– Вячеслав Магометович, как вас свела судьба с Василием Лановым?

– Думаю, все в республике знают о тесных полувековых связях Московского театра им. Вахтангова и нашего Русского театра – о взаимных гастролях, творческих визитах, крепкой человеческой дружбе… В середине 90-х мне как руководителю «Интуриста» было поручено обеспечить проживание труппы именитых «вахтанговцев», среди которых был и Василий Лановой. Так случилось, что в тот приезд мы сблизились именно с ним. Все дело в том, что, несмотря на бешеную популярность, всемирное признание, Василий Семенович оставался открытым, искренним и по-детски восторженным человеком. Он влюбился в Осетию с первого взгляда и оставался верен этому чувству до последней минуты!

– Ну, а как развивались ваши отношения?

– Одновременно с Лановым судьба свела меня еще с одним неравнодушным к Осетии человеком – Александром Каньшиным. Он пятигорчанин и выпускник нашего общевойскового училища 80-х годов, но прирос сердцем к Владикавказу. Много лет спустя, уже будучи в отставке, Александр Николаевич собрал вокруг себя таких же отставников, они образовали общественную организацию «МЕГАПИР». Сначала она была сугубо российской, а потом выросла до масштабов международной. Сегодня объединяет ветеранов военной службы 28 стран всего бывшего СССР, Восточной и Западной Европы и даже других частей света! Так вот, Василий Лановой, создавший бессмертный образ советского и российского офицера в одноименном легендарном фильме, стал одним из сопредседателей этой международной организации офицеров запаса. Чуть позже в руководство организации от нашей республики вошли Солтан Каболов, Азамат Хадиков и я. С того времени наши контакты с Василием Семеновичем стали регулярными, а товарищеские отношения вскоре переросли в настоящую дружбу.

– В чем же заключалась ваша общественная работа?

– Задача «МЕГАПИРА» – укрепление связей между бывшими военными разных стран в целях повышения уровня взаимопонимания и безопасности в мире. Поэтому мы решали проблемы отечественных и зарубежных ветеранских организаций, участвовали в российских и международных встречах… Ситуация резко обострилась после нападения Грузии на Южную Осетию и отражения этой агрессии нашей страной. Как вы помните, западная пропаганда попыталась вывернуть все наизнанку и назначить агрессором Россию. Тогда и возникла потребность вмешаться в ситуацию и ветеранам «МЕГАПИРА».

– Как это происходило?

– Мы решили повезти в Цхинвал руководство организации, чтобы они все увидели своими глазами, послушали свидетельства жертв агрессии, собрали доказательства и рассказали всему миру правду о «пятидневной войне». В составе делегации были Александр Каньшин и Василий Лановой. Мы побывали в расстрелянном грузинскими «градами» и танками лагере российских миротворцев. О событиях той ночи и последующих дней нам рассказывал командующий миротворческими силами генерал Марат Кулахметов. Символично, что десять лет спустя именно он стал вторым после Эльбруса Каргиева послом России в Южной Осетии. Василий Лановой глубоко переживал все увиденное и услышанное, негодовал по поводу вероломства и жестокости грузинских властей против мирного населения и искренне сочувствовал семьям жертв и всему народу Южной Осетии.

Где бы мы ни были, он со всей душой откликался на обращения цхинвальцев, которые глазам своим не верили, что на помощь к ним приехал «сам Лановой – великий артист»! Его везде окружали толпы пожилых и молодых, одно его присутствие окрыляло людей. А он умел находить слова поддержки и ободрения и для старых, и для малых, дарил привезенные для этой цели диски со своим фильмом «Офицеры». Ну, а впоследствии легендарный «офицер» отстаивал правду об агрессии, бился за нее на полях информационной войны против России… Некоторое время спустя народ Южной Осетии удостоил выдающегося артиста своей награды – ордена Дружбы этой республики!

– После этих событий ваши отношения продолжались?

– Конечно, ведь эта миссия еще больше сплотила и даже духовно сроднила нас! Василий Семенович без конца восхищался нашими природой и народом, ему очень нравились обычаи, характер, он постоянно стремился побывать в Осетии снова. Правда, чаще нам приходилось видеться в Москве, потому что в 2012 году мы оба вошли в Общественную палату России и стали коллегами еще в одном качестве. В то время Василий Семенович несколько раз приглашал меня к себе домой, и меня глубоко тронуло знакомство с его женой, такой же знаменитой актрисой, как он сам, Ириной Купченко. В то время руководство нашей республики решило возродить во Владикавказе Суворовское училище. Этой идеей загорелись и Александр Каньшин, и Василий Лановой, ведь наше общевойсковое училище в войну было Суворовским, а последняя сцена фильма «Офицеры» – это трогательная встреча седого генерала с внуком его друзей – суворовцем.

– Какова же их роль в возрождении училища?

– Без преувеличения, огромная! Не буду вдаваться в «технические» детали, скажу лишь, что Александр Каньшин использовал весь свой немалый авторитет руководителя и значимой международной общественной организации, и одной из ведущих комиссий Общественной палаты России. Авторитет же Василия Семеновича в любых кругах и его слово были просто непререкаемы! Не хочу при этом умалять и заслуги других уважаемых людей – замминистра обороны страны Руслана Цаликова, руководства нашей республики, генералов в отставке Юрия Бзаева, Станислава Суанова и Солтана Каболова. Только объединение усилий всех этих достойных людей позволило решить труднейшую организационную и финансовую задачу! На открытии нового здания училища в минувшем сентябре глава республики Вячеслав Битаров вновь отдал должное всем, чьими усилиями оно было воссоздано, в том числе и Василию Семеновичу Лановому. Мне трудно и не хочется говорить об этом прекрасном человеке, моем друге и преданном друге нашей Осетии, в прошедшем времени. И поэтому я хочу, чтобы на нашей земле о нем всегда говорили так, как будто он все еще с нами, чтобы и был всегда с нами – в наших сердцах!