Важны взаимодействие и обратная связь

213

Контроль за работой управляющих компаний необходимо усилить как со стороны органов исполнительной власти республики и местного самоуправления, так и со стороны надзорных ведомств. На это Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров нацелил участников совещания по вопросу деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. В совещании приняла участие и председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

Необходимость выработки новых подходов к работе управляющих компаний, товариществ собственников жилья и иных специализированных кооперативов связана с тем, что у населения республики имеются замечания к качеству обслуживания многоквартирных домов. Однако, как подчеркнул Глава Северной Осетии, отговорки руководства управляющих компаний по поводу того, что жильцы не в полной мере платят за обслуживание многоквартирных домов, не является причиной не выполнять взятые на себя обязательства.  

«Задача управляющих компаний – работать так, чтобы у жителей Северной Осетии не возникало нареканий, чтобы не было затопленных подвалов, неухоженных подъездов… Необходимо выработать такую программу развития данного направления, которая и помогала бы деятельности компаний, и, конечно, накладывала на них ответственность. У нас есть инструменты поддержки малого бизнеса, есть гарантийный фонд. И тем, кто готов серьезно работать, мы будем оказывать помощь. Это — сфера услуг. Для того, чтобы люди платили, вы должны предоставить им услугу. Проводите встречи с населением, отчитывайтесь за уже полученные средства и демонстрируйте, какую работу вы провели. Уверен, что, увидев результаты, сознательные граждане будут готовы платить«, – отметил Вячеслав Битаров.

Подтверждением этому служит положительный пример Моздокского района, где уровень платы за обслуживание многоквартирных домов составляет более 90%. Как рассказала генеральный директор управляющей компании «Приоритет» Нина Соловьева, этого удается достичь за счёт прямой связи с жителями – регулярные отчёты за собранные деньги и выполненные работы.

Как было отмечено в ходе дискуссии, со стороны органов местного самоуправления отсутствуют должный контроль и системный подход к организации взаимоотношений жилищных организаций и жителей многоквартирных домов. В администрациях не хватает квалифицированных специалистов в данной сфере, а лица, за кем закреплены обязанности проведения муниципального контроля, зачастую совмещают эту деятельность с основной своей работой. Определение предприятий по обслуживанию и эксплуатации домов не всегда проходит своевременно.

На то, что коммунальные жалобы  преобладают в структуре обращений граждан на «горячую линию»  Общественной палаты Северной Осетии, обратила внимание участников совещания руководитель Палаты Нина Чиплакова.  Она напомнила о результатах проведенного Общественной палатой республики  мониторинга готовности объектов ЖКХ к отопительному сезону 2020-2021 года.  Подготовка прошла в плановом режиме, проведены все необходимые мероприятия по ремонту и техобслуживанию инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Но  с наступлением отопительного сезона на стыке сфер деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций возникают проблемы: прорвало трубу, нет отопления…

Между тем, отметила Нина Чиплакова, самыми крупными собственниками жилых помещений в многоквартирных домах являются муниципальные  образования:  город Владикавказ (4,2 млн. кв. м.),  а также Моздокский район (512 тыс. кв. м), Алагирский (219 тыс. кв. м), Правобережный (206 тыс. кв. м) и Пригородный  (96 тыс. кв. м.).  Очевидно,  администрациям местного самоуправления надлежит активнее пользоваться правами собственника, предоставляемыми действующим законодательством при решении вопросов обслуживания многоквартирных домов.

«На наш взгляд,  требует пересмотра нормативная база. Сегодня дома,  обслуживаемые некоторыми управляющими компаниями,  разбросаны по всему городу, а это влияет на качество и оперативность выполнения работ. Необходимо законодательно закрепить за органами местного самоуправления  право формировать границы управления управляющими компаниями по территориальному признаку. Кроме того, в местных и региональных бюджетах должны быть предусмотрены средства на ремонт и реконструкцию памятников  истории и архитектуры, а также многоквартирных домов, пострадавших от стихийных бедствий», —  считает председатель Общественной палаты Северной Осетии.  

Нина Чиплакова также отметила важность выстраивания диалога и выработки совместных решений по вопросам обслуживания дома.

 «Сегодня очень важна обратная связь с гражданами.  На наш взгляд,  полезны совместные встречи  представителей управляющих компаний с собственниками жилья, создание советов многоквартирных домов, в том числе в рамках общественного движения «Управдом». Необходимо проводить разъяснительную работу, направленную на воспитание «чувства собственника». Мы считаем, что активная информационно-просветительская работа, оказание бесплатной консультационно-правовой помощи населению, создание юридических консультационных пунктов при жилищных инспекциях, систематическое освещение в средствах массовой информации положительных примеров управления жилыми домами будет способствовать созданию позитивного общественного мнения», — подчеркнула Нина Чиплакова.

В числе предложений, озвученных в ходе совещания, также повышенные требования к профессиональной подготовке руководителей управляющих компании: при выдачи лицензии следует учитывать наличие и соискателя  опыта работы в жилищно-коммунальной сфере, достаточные юридические и экономические знания  в вопросах эксплуатации и обслуживания жилищного фонда.