Дороги — движение к развитию

182

Исполнение национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»,  а также итоги развития в Северной Осетии дорожной отрасли за четыре года стали предметом обсуждения на заседании Общественного совета при Комитете дорожного хозяйства республики.

Председатель Комитета Тариэль Солиев отметил, что развитию дорожной отрасли и инфраструктуры в последнее время уделяется серьезное внимание, так как она должна стать локомотивом роста экономики страны. Руководитель ведомства напомнил о проблемах, которые стояли перед Комитетом дорожного хозяйства несколько лет назад: многомиллионная кредиторская задолженность перед подрядными организациями, отсутствие в «портфеле» резерва утвержденных проектов, неопределенная стратегия работ на перспективу, срывы сроков выполнения контрактов. Кроме того, комитет не участвовал в выполнении федеральных программ развития дорожной отрасли, что лишало республику дополнительного финансирования на развитие дорожной сети из федерального бюджета.

«После соответствующих обращений Главы республики в Министерство транспорта России и Росавтодор и получения гарантий обеспечения финансирования со стороны этих ведомств Комитетом дорожного хозяйства была разработана программа развития дорожной сети Северной Осетии. В различные федеральные программы были включены строительство новых объектов, реконструкция, капремонт и ремонт объектов, не соответствующих современным стандартам«, —  рассказал Тариэль Солиев.

Республика стала участвовать в различных государственных дорожных программах. Федеральное финансирование отрасли увеличилось с 370,0 млн.рублей в 2016 г. – до 2,6 млрд.рублей в 2020 году. За эти же годы доля поступлений из республиканского бюджета увеличилась с 822,1 млн. рублей до 2,32 млрд. рублей.

В 2016 году реконструирован  участок автодороги «Чикола – Мацута – Комы-Арт» с подъездом к с.Галиат.  Введен в эксплуатацию мостовой переход через р.Дур-Дур протяженностью 60 метров. В 2017 году завершена реконструкция автодороги «Подъезд к Бремсбергу» протяженностью 7,6 км. В 2018 году завершилась реконструкция 2-мостовых переходов в Алагирском районе, а также построен мостовой переход в с. Кодахджин.

Ежегодно из федерального бюджета на реализацию мероприятий в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавшего в 2019  году,  выделяется 496 млн рублей, из регионального бюджета – еще 115 млн. В прошлом году за счет средств нацпроекта отремонтированы 28 городских улиц общей протяженностью почти 34 км и 7,2 км региональных дорог. Дополнительное финансирование было решено направить на реконструкцию моста через р.Терек у с. Фарн на автодороге «Архонская – БМК – Хумалаг – «Кавказ» и через р.Урсдон на автодроге «Красногор – Николаевская», а также на продолжение строительства объезда с.Мичурино по автомобильной дороге «Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2». Работы на этих объектах будут завершены в 2021 году.

Не менее значимая задача, как подчеркнул руководитель ведомства, – за счет улучшения состояния дорог ликвидировать места концентрации ДТП, повысить уровень безопасности дорожного движения. Как минимум вдвое должно сократиться количество таких «горячих точек». Более безопасным станет движение по дорогам и за счет снижения количества участков, работающих в режиме перегрузки.

В ходе реализации проекта «Безопасность дорожного движения» будут обустроены и приведены в соответствие с нормативами пешеходные переходы в первую очередь вблизи образовательных учреждений. Более чем в два раза увеличится количество автоматических камер фото-, видеофиксации нарушений ПДД.

После  обращения  Вячеслава Битарова к Президенту России Владимиру Путину началось строительство дороги «Кавказ»- Хурикау – Малгобек – Моздок, которая напрямую свяжет Владикавказ с Моздоком.  Моздокский район будет прочнее интегрирован в единую дорожную сеть и производственно-экономическую структуру республики. Значительно улучшится транспортная связь между столицей и одним из крупнейших райцентров.

Большая программа ремонта разработана и для Алагирского района. При этом многие объекты были определены в ходе встреч Главы республики с жителями района. На средства нацпроекта БКАД в этом году в Алагиском районе отремонтировано почти 19 километров дорог.

В рамках  программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса республики» предстоит модернизировать существующие и построить новые участки горных дорог, организовать новые туристические маршруты, по которым можно будет проехать из одного горного ущелья в другое.  «Реанимирован» проект строительства горно-рекреационного кластера «Мамисон». Строительство кластера начиналось и приостанавливалось несколько раз, но только сейчас обрело реальность. Из федерального бюджета на 2020 год выделено 200 млн. рублей для начала работ по реконструкции пятисотметрового тоннеля на начальном участке дороги к Мамисону.

В рамках реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий сельскохозяйственного и туристического назначения» предстоит отремонтировать  сеть дорог в Геналдонсокм  ущелье, в селах Даргавс, Цей, в Фиагдон. Кроме того, к 1100-летию крещения Алании  ремонтируются  дороги в Куртатинском ущелье и мост перед Аланским Свято-Успенским мужским монастырем.

«При тех темпах работ, которые задал дорожникам глава республики, вся сеть автомобильных дорог региона может быть отремонтирована уже в ближайшие несколько лет», – заключил Тариэль Солиев.

О том, что мониторинг реализации национальных проектов  — одно из ключевых направлений Общественной палаты Северной Осетии, напомнила ее председатель Нина Чиплакова.

«В настоящее время перед  региональными общественными палатами в рамках исполнения поручений Президента  РФ  стоит  очень серьезная задача не только по общественному контролю за нацпроектами, но и по их корректировке. В этом русле активно работает и наша Общественная палата. Комитет дорожного хозяйства – один из тех органов исполнительной власти, которые всегда открыты к взаимодействию с гражданским обществом. Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — под постоянным общественным контролем.  Руководитель Комитета на площадке Общественной палаты регулярно информирует о ходе исполнения этого нацпроекта, члены палаты ведут мониторинг объектов дорожного строительства. При этом, наши рекомендации принимаются к исполнению. Экспертное мнение Общественной палаты востребовано, в том числе и по таким сложным вопросам, как судьба «Зильгинского городища» в контексте строительства новой автодороги», — рассказала Нина Чиплакова.  

Председатель Общественной палаты республики также отметила необходимость непосредственного контакта с теми, кто делегирован  в состав общественных советов. Нина Чиплакова предложила  вице-премьеру Игорю Касабиеву ввести в практику обсуждение хода реализации национальных проектов в республике на площадках общественных советов профильных министерств и ведомств.  

На проблемных вопросах для  бизнес-сообщества, занятого в дорожном хозяйстве, на заседании Общественного совета остановился уполномоченный по защите прав предпринимателей в Северной Осетии  Тимур Медоев.

В последнее время сложились весьма благоприятные условия для взаимодействия бизнеса и власти. В подтверждение своих слов Тимур Медоев привел тот факт, что за минувшие 4 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей не поступило ни одной жалобы на действия или бездействие Комитета дорожного хозяйства, которые в той или иной мере препятствовали бы развитию бизнеса. Решена, казалось бы, нерешаемая проблема: ликвидирован миллиардный долг перед подрядчиками, своевременно осуществляется плата за выполненную работу.

«Развитие и совершенствование дорожной сети даст толчок развитию экономики.  Примером тому может служить туризм, придорожный сервис, придорожная торговля. Проектирование новых дорог и их реконструкция должны осуществляться с учетом потребностей бизнеса, представляющего данные отрасли, куда легче решить вопрос на стадии разработки, чем решать его после того, когда объект введен в эксплуатацию«, – отметил Тимур Медоев.

Председатель Торгово-промышленной палаты Казбек Туганов, положительно оценив вклад дорожников в развитие республики, подчеркнул, что осуществление «дорожных программ» оздоровит экологическую ситуацию и развитие её экономики сможет проходить под брендом «ЭЭ» — «Экологическая экономика».

Выступавшие на заседании члены Общественного совета отметили положительные итоги работы Комитета дорожного хозяйства за прошедшие 4 года, указав, что развитие дорожной отрасли способствует развитию экономики республики в целом, улучшает её инвестиционную привлекательность, способствует развитию придорожной инфраструктуры, даёт рабочие места сотням жителей.

По материалам пресс-службы Комитета дорожного хозяйства и газеты «Северная Осетия»