Целесообразность законопроекта сомнительна

339

В Общественной палате Северной Осетии проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 954687-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Законопроект подготовлен в целях обеспечения целевого использования фондов капитального ремонта, формируемых за счет средств граждан, путем введения банковского сопровождения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В настоящее время Жилищный кодекс и Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривают осуществление банками контроля за целевым расходованием средств фонда капитального ремонта только со стороны владельца специального счета, а в то же время дальнейшее целевое использование средств в рамках исполнения договора по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрено. Правоохранительными органами были выявлены случаи хищения средств подрядными организациями, заключившими договоры по капитальному ремонту.

Законопроект предусматривает введение банковского сопровождения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Так, вводится новая статья 177.1 «Банковское сопровождение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». Она предусматривает банковское сопровождение договоров, заключаемых владельцами специальных счетов с подрядными организациями.

Вносятся изменения в статью 190 ЖК РФ «Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», предполагающего банковское сопровождение договоров, заключаемых региональным оператором с подрядными организациями.

Банку предписывается мониторить работы по договору на выполнение работ, оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, подрядчик обязан открыть отдельный счет в том же банке, в котором открыт специальный счет, счет регионального оператора, а также заключить договор на банковское сопровождение. Все расчеты с субподрядчиками должны осуществляться через этот отдельный счет.

Далее, ежемесячно банк должен направлять отчет о мониторинге исполнения договора владельцу специального счета или региональному оператору и в орган государственного жилищного надзора.

Эксперты Общественной палаты Северной Осетии высказали сомнение по поводу целесообразности принятия законопроекта. По их мнению, кредитные организации не обладают должной компетенцией для определения того факта, какие работы относятся к категории капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, какие закупки материалов необходимы для капитального ремонта. В связи с этим, для целей мониторинга банкам потребуются дополнительные затраты.

Практика свидетельствует, что распространенным нарушением является оформление актами невыполненных работ. Будут ли банковские работники выезжать на места и насколько их компетентность позволит выявить нарушения?

Маловероятно, что кредитные организации будут оказывать свои услуги по банковскому сопровождению безвозмездно, следовательно, дополнительные расходы лягут в конечном счете на плечи граждан – собственников жилья.

Важнее обеспечить контроль за своевременностью и качеством работ со стороны собственников, а также требовательный контроль органов государственного жилищного надзора к нарушениям в сфере капитального ремонта многоквартирных домов, — считают эксперты Общественной палаты Северной Осетии.

На основании проведенной экспертизы, Общественная палата Республики Северная Осетия-Алания предлагает доработать данный законопроект.