Перспективы дистанционного обучения

88

Комиссия по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, национальной политики Общественной палаты Северной Осетии провела экспертизу проекта федерального закона №963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения».

Этот законопроект содержит две ключевые идеи: дистанционное обучение в обычных условиях, не считая случаев введения режима повышенной готовности, режима ЧС или ЧП, должно вводиться на добровольной основе; если в особых (чрезвычайных) условиях государство вынуждено переводить детей на дистанционное обучение, оно обязано позаботиться об их обеспечении компьютерной техникой, Интернетом, программным обеспечением и другими необходимыми условиями.

По мнению экспертов Общественной палаты Северной Осетии, законопроект бесспорно актуален, поскольку отвечает на общественный запрос о регламенте применения дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования. Реализация проектируемых положений, несомненно, облегчит положение органов управления образованием, снабжая их ссылкой на положение закона и унифицируя подходы к применению дистанционных образовательных технологий.

В то же время, считают общественники Северной Осетии, главное социальное (оно же экономическое) последствие реализации положений законопроекта будет заключаться в поляризации определенных категорий обучающихся: одни будет стремиться уйти в дистанционные формы обучения, другие постараются их игнорировать.

«Качество проработки законопроекта весьма посредственное, что вообще характерно для всех поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые остаются на уровне идеи. Остается надеяться на то, что краткость проекта ФЗ № 963511-7 избавит нас от неоднозначных толкований, правовых пробелов, декларативных положений и повторов«, — отметил председатель профильной комиссии Общественной палаты Северной Осетии, профессор СОГУ, доктор исторических наук Руслан Бзаров. «Что касается коррупциогенных факторов и разнообразных правовых коллизий, то они неизбежны, так как принцип добровольности в выборе образовательных технологий неизбежно приведет к разделению обучающихся по социокультурным ориентациям, а возложение затрат на бюджетную систему Российской Федерации породит неоправданные ожидания и выявит характерный для большинства регионов недостаток бюджетных средств.«

Заключение по законопроекту №963511-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения», подготовленное Общественной палатой Северной Осетии на основе прозвучавших предложений, направлено в Общественную палату Российской Федерации.