Как диагностировать «синдром постправды»?

668

Все мы с вами хорошо помним, как в уже далеком 2003 году на заседании Совета Безопасности ООН Колин Пауэлл, занимавший на тот момент пост госсекретаря США, продемонстрировал пробирку с биологическим оружием (сибирской язвой). Это стало обоснованием для начала войны: уже в марте 2003 года Буш распорядился ввести войска в Ирак для того, чтобы свергнуть президента страны Саддама Хусейна, которого Вашингтон обвинял в производстве оружия массового поражения и связях с «Аль-Каидой». Маленькая пробирка в руках госсекретаря США как железный аргумент. Позже все, включая Вашингтон, признали это ошибкой, как и признали отсутствие доказательств и их фальсификацию, но дело уже было сделано: Саддам Хусейн казнен, Ирак погряз в гражданской войне. Это яркий пример того, как ведутся войны информационные, и какую роль в них играют фейки — информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ.

В период пандемии Северная Осетия особенно остро ощутила, какую опасность представляют такие ложные сообщения. Достаточно лишь напомнить, как в разгар эпидемии сотни людей вышли на площадь, убежденные, что вируса нет, что это все выдумки – заговор закулисья. Они доверились источникам, которым доверять нельзя. Итоги были плачевными – распространение COVID-19 после массовой акции ускорилось в разы. Также засилие фейков наблюдалось и в период подготовки к голосованию по поправкам  Конституции РФ.

На площадке Общественной палаты РСО-Алании была организована панельная дискуссия на тему «Защита медиа-пространства от распространения фейковой информации: проблемы и пути их решения». Перед руководителями СМИ республики, членами Общественной палаты выступил эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», член Исполнительного комитета Корпуса «За чистые выборы», кандидат социологических наук, специалист по фейкам Антон Лукаш.

«Фейк – это сорняк и беда современной информационной среды не только в России, но и во всем мире. Надо очень четко понимать, что за вот этим словом иностранного производства стоит простое понятие – это «ложь» или «полуправда». Причем вредная ложь или полуправда, потому что она отравляет умы, а самое главное, сердца и души людей и погружает их в мир каких-то галлюцинаций. Информационная война идет. Мы все в ней участвуем. Тот, кто захватывает сердца, умы и эмоциональный фон, в конечном итоге определяет поведение людей«, — отметил Лукаш.

Реалии сегодняшнего дня: цифровые технологии создали возможность для колонизации информационного пространства. Человек посредством смартфона в буквальном смысле становится гражданином мира. СМИ и соцсети работают на скорость, как следствие нарушаются законы классической журналистки – правило фактчекинга (проверки фактов) и трех источников (сопоставление отрицательного, положительного и нейтрального мнений, чтобы сделать собственный вывод). На все это сегодня просто нет времени. В итоге, в медиасреде мы наблюдаем эпоху информационного фастфуда.

«То есть в международной культуре сформировался такой важнейший тренд, который называется «синдромом постправды», когда вместо факта дается нагруженная эмоционально информация. Она в рамках классической логической ошибки «от сказанного с условием — к сказанному безусловно», становится истиной, на основании которой затем проводятся силовые, экономические и военные действия«, — рассказал эксперт.

На сегодняшний день, государство утратило роль монополиста в формировании информационной повестки, которая раньше подавалась сверху вниз. Информпространство насыщено многоплановыми субъектами со своими интересами, и государство является равноправным и не всегда доминирующим игроком на этом рынке. Стоит понимать, что информационная война — это способ недобросовестной конкуренции в глобальной борьбе за ресурсы. А на войне, как говорится, все средства хороши. Сегодня ложь выходит на передовую. Участники панельной дискуссии проанализировали механизмы формирования фейков.

«Специфика тех, кто создает фейки, заключается в том, что эти люди не настроены на решение вопросов, их цель — негатив. А задача-то очень простая: не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – неси ответственность за результат. В этом и заключается отличие нормальной работы по построению обратной связи между властью и обществом, от функционирования фейкометов. Задача фейков повергнуть человека в состояние неприязни к тому обществу, в котором он живет. А итог следующий: перераспределение ресурсов за счет обмана этого человека, превращение его в «цифрового Буратино». Мы понимаем, что, если информационная война будет проиграна, цена вопроса – потеря суверенитета и независимости, потеря государства, что уже произошло, например, в некоторых странах Ближнего Востока. А вернуть назад уже ничего нельзя. Мир слишком плотный и жесткий, разрушенная страна или государство не восстанавливаются. Либо восстанавливаются в тех конфигурациях, которые для жителей являются нехорошими и неприятными«, — рассказал Антон Лукаш.

Эксперт убежден: фейки будут существовать до тех пор, пока социальная, интеллектуальная и информационная среда не станет для них неблагоприятной.

«Когда фейкоделу станет больно превращать людей в фейкоедов, тогда начнется выздоровление. А здесь есть три ключевых момента: повышение медиаграмотности людей, развитие у них критического сознания – это базовая вещь; формирование органами власти и структурами гражданского общества под эгидой региональных общественных палат инфраструктуры подачи честной, объективной информации о том, как жизнь устроена на самом деле, чтобы показывать с одной стороны положительные изменения, которые происходят, в частности, в Осетии, а с другой стороны создавать обратную связь с населением, дабы каждый был услышан. Тот, кто нарушает, должен быть найден и наказан, если он злоупотребляет своими полномочиями, в том числе, властными. И тот, кто распространяет фейки – тоже должен быть найден и наказан. Это две стороны одной медали: отравление души и интеллекта людей неправильными действиями. Вот эти задачи, которые сегодня обсуждались, и мы продвинулись серьезно на пути их решения«, — подчеркнул Лукаш.

На сегодняшний день, в законодательстве прописаны санкции в отношении людей, распространяющих недостоверную информацию. Как это работает на практике?

«Изменения, которые внесли в уголовные и административные нормативно-правовые акты, позволяют привлекать к ответственности не только СМИ, как это было раньше. Теперь круг субъектов расширен. Есть только одно основание – это распространение недостоверной информации, повлекшее общественно-опасные последствия. Это и вопросы коронавируса, любых ЧС, всего того, что так или иначе дестабилизирует общество. Отец китайского экономического чуда Дэн Сяопин  говорил: «Пусть расцветают сто цветов». Это прекрасное высказывание – цветы цветут, а мухоморы, сорняки – они убивают эти цветы. Фейкометы – это те самые мухоморы. Когда мы говорим об информационной работе с медиасредой, надо совершенно четко понимать: речь не идет ни о какой цензуре, не страдает свобода слова – это очевидно. Страдает свобода фейка, но это и есть цель! Законодатель очень аккуратно подошел. Он не всю среду фейков ввел в область санкций, а только общественно опасную. Вот это ключевой момент. Поставлены границы, за которые заходить нельзя«, — резюмировал эксперт.

Автор — Елена Гобозова, член Общественной палаты РСО-Алания, корреспондент газеты «Владикавказ»