Исторический прецедент законодательной новеллы

239

Сегодня конституционная реформа — одна из ключевых тем общественной дискуссии. Ассоциация Независимый общественный мониторинг подготовила информационно-аналитические доклады, отвечающие на вопрос о значении общероссийского голосования как источника легитимации поправок в Конституцию страны. 

Широкая общественная дискуссия вокруг внесения поправок в Конституцию Российской Федерации поставила, в том числе, и вопрос о легитимности процедуры общероссийского голосования. В связи с этим Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» считает необходимым обратить внимание на следующие моменты:

Конституция государства, отражая базовые ценности и принципы его построения, может и должна изменяться с учетом принципиального запроса общества на их развитие.

Процедура общероссийского голосования может расцениваться в настоящий момент как законодательная новелла, но имеет важный исторический прецедент – всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституционный Суд РФ однозначно охарактеризовал общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления, к которому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться для принятия конституционной поправки.

Законодательное закрепление особого статуса вступления поправок в Конституцию в силу, — только при одобрении их на общероссийском голосовании, свидетельствует о наличии демократического механизма волеизъявления как факта легитимации принятия поправок.

Поправки в Конституцию стали предметом серьезного общественного обсуждения. Существенное расширение числа вносимых поправок, изменение их формулировок стало следствием активной общественной дискуссии. Механизм работы над поправками с участием Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации существенно расширил обычную процедуру подготовки и рассмотрения поправок.

Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации.

Установленные гарантии предупреждения возможных искажений волеизъявления граждан при проведении голосования и подведении итогов представляются достаточными, однако возможно их дополнительное усиление.

Доклад «Общероссийское голосование — ключевая процедура легитимации изменений в Конституцию Российской Федерации»

Доклад «Выборы на паузе»: нормативные решения, общественный контроль и защита прав участников отложенных голосований