Управляющий совет школы: нужен или нет?

677

Общественный совет министерства образования и науки Северной Осетии под председательством Таймураза Кусова рассмотрел вопрос о функциях управляющего совета в школах республики.

В ходе обсуждения встал вопрос о том, нужен ли вообще образовательным учреждениям  управляющий совет, ведь, как отметили участники заседания, по закону об образовании он не является обязательной структурой, а для директора и завуча — это ещё одна нагрузка в виде дополнительного  документооборота.

По действующему законодательству в школах обязательными являются «коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание – конференция, работников образовательной организации, педагогический совет». А вот «попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления» по действующему законодательству являются не обязательными, при этом они имею место быть, если предусмотрены уставом соответствующей образовательной организации.

Прозвучало и противоположное мнение о том, что управляющий совет наоборот облегчит работу директора. По словам одного из членов совета Юлия Белогурова, если грамотно выстроить работу и отношения тогда Управляющий совет станет «огромной помощью в работе директора», и для этого необходимо расширить его полномочия – «приблизить управляющие советы не  только к финансово-хозяйственной деятельности, к которой их обычно привлекают, а к учебному процессу и к воспитательной части».

По мнению председателя комиссии по развитию институтов гражданского общества, взаимодействию с общественными формированиями и средствами массовой информации Общественной палаты Северной Осетии Эльвиры Лазаровой, принявшей участие в заседание общественного совета, эффективность работы управляющего совета можно оценить лишь по прошествии времени.

«Взаимная ответственность за общее дело, общий результат и  успех каждого участника образовательного процесса — это и  принцип деятельности управляющего совета, и гарантия развития школы. Работающий настоящий управляющий совет — это очень эффективный орган управления, который консолидирует ресурсы, способствует открытости и прозрачности деятельности школы, определяет стратегию развития и просто помогает конкретным людям решить их задачи и проблемы. В этом смысле, на мой взгляд, не нужно «рубить с плеча» и отказываться от такого инструмента общественного участия в делах школы«, — отметила Эльвира Лазарова.

Еще один вопрос — о персональном составе управляющего совета, в частности о том, кто и на каких условиях туда может входить. Участники заседания отмечали, что в настоящее время директор сам выбирает и включает в этот совет тех людей, которых хорошо знает, и на которых он может положиться, «а эти люди, как правило, не будут говорить директору «нет».

Участники заседания предложили вводить в Управляющие советы при школах, людей из городской администрации,  различных общественных организаций и так далее. По их мнению, если не прописана система, как должен отбираться Совет, он всегда будет отбирать по знакомствам.

На заседании было также предложено объединить попечительский и управляющий советы по некоторым функциям, чтобы сократить документооборот.

По материалам газеты «Слово»