Фестиваль «Живое наследие»

103

Всех, кто сохраняет и возрождает культурное наследие России, развивает культурный туризм на местах и сам активно путешествует по просторам России, приглашают на первый фестиваль «Живое наследие», который пройдет 18-19 октября 2019 года в Москве.

Одно из главных достояний России – локальные культурные объекты и практики, воплотившие в себе традиции и творчество местных жителей, несущие «культурный код» территории. Часто они известны только в конкретном населенном пункте или регионе, но в современном глобальном мире — способны привлечь к себе туристов из самых отдаленных мест. При грамотном продвижении локальные бренды (объекты, события, имена, образы и вкусы) способны в короткий срок стать известными всеми миру.

Бюджетных денег катастрофически не хватает для сохранения культурного наследия, а национальная и глобальная известность дает ощутимый экономический эффект. Известные всему миру церкви в Кижах, даже будучи «музейным экспонатам», привлекают достаточно ресурсов, а не менее ценная пятишатровая деревянная церковь в Нёнонксе забыта и находится на гране разрушения. Московская ВДНХ пышно отпраздновала юбилей, а уникальную «провинциальную ВДНХ» в Рязани чуть не снесли как «Торговый городок».

В рамках проекта «Живое наследие», реализуемого при поддержке Общественной палаты России и Фонда Президентских грантов уже создана интернет-платформа Живоенаследие.рф — платформа для спасения, возрождения, популяризации локальных достопримечательностей страны. На интернет-портале уже размещены ТОП-500 главных культурных брендов России, тщательно отобранные жюри с описанием их истории, состояния, возможностей посещения, фото- и видеорядом.

А дальше – сайт должен наполняться как народная платформа на основе предложений с мест, инициатив краеведов и ценителей культуры. На портале «Живое наследие» можно искать объекты или практики не только по карте, но и в каталоге по категориям, а заходя в региональную базу данных – ознакомиться с визиткой региона, указывающей на главные его символы. Заинтересованные граждане могут оценивать и рейтинговать конкретные культурные практики, отмечать уже посещенные пользователем, составлять свою карту уже состоявшихся путешествий и маршрутов на будущее.

Сегодня «Живое наследие» формирует сеть активных людей, которые хранят память о местных традициях и культурных ценностях, «выращивая» их глобальную известность: восстанавливая исторические объекты, рассказывая о великих земляках, проводя фестивали, развивая локальную гастрономию… Для этого 18-19 октября 2019 года на площадке Общественной палаты России (Миусская пл., д. 7 стр. 1) впервые пройдет Российский фестиваль локальных культурных брендов «Живое наследие».

Его участники обсудят лучшие практики развития локальной культуры и внутреннего туризма, увидят примеры успешного создания культурных производств и построения креативных индустрий на основе возрожденных традиций. В рамках фестиваля 18 октября состоится серия круглых столов, на которых эксперты и практики попытаются найти ответы на вопросы: Как сделать локальные культурные бренды России известными во всем мире?; Как сохранить памятники истории и культуры в условиях дефицита бюджетных ресурсов и ограничений для предпринимателей по их модернизации?; Как сделать внутренний туризм еще и социально ответственным, интегрировав в него движения экологизации, благотворительной помощи и добровольчества?

На представленной в фойе Общественной палаты РФ выставке можно будет увидеть, понять, услышать, почувствовать локальные культурные бренды из разных регионов России – здесь будут фото объектов и материализация образов, выступления творческих коллективов и дегустации гастрономических брендов. Можно будет даже лично поучаствовать в народных промыслах – от плетения на коклюшках до изготовления традиционной игрушки. А в видеозале будут демонстрироваться фильмы о видеоролики о самых привлекательных местах страны.

Вместе с фестивалем пройдет финал Регионального конкурса Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards Северо-Западного, СевероКавказского, Центрального, Южного федеральных округов, учрежденной в 2012 году. А ведущие эксперты по маркетингу и культуре проведут мастер-классы, помогающие сформировать туристическое событие и сделать локальную практику известной стране и миру.

Северная Осетия-Алания также участвует в проекте «Живое наследие». Общественная палата республики во взаимодействии с Комитетом  по туризму, Министерством культуры, Министерством промышленности, Комитетом по охране памятников и объектов культурного наследия, Национальным парком «Алания», а также представителями профильных государственных и некоммерческих общественных организаций, сформировала и передала в Общественную палату РФ список   объектов,  культурных практик, достопримечательностей, туристических событий, которые по мнению общественников Северной Осетии,  должны быть включены в  общероссийскую «карту локальных брендов».