Муниципальные палаты: как иначе?

136

Вопросы  совершенствования законодательства, определяющего порядок формирования муниципальных общественных палат,  обсудили на заседании рабочей группы в Общественной палате Северной Осетии.

Как известно, Общественная палата России приступила к финальному этапу мониторинга работы, порядка формирования и законодательного обеспечения деятельности общественных палат и советов муниципальных образований. В ответ на запросы секретаря Общественной палаты РФ региональные палаты  предлагают свои варианты преобразований.  После их обобщения будет выработан пакет  предложений по совершенствованию законодательства РФ в части установления порядка формирования общественных палат муниципальных образований, а также улучшения организации их работы.

В рамках серии окружных форумов «Сообщество» в Калининграде, Улан-Удэ и Махачкале проводились экспертные сессии, на которых участники обсуждали результаты интернет-опросов и конкурсов среди муниципальных палат и советов. Отмечалось, что в настоящее время в России отсутствует законодательно закрепленное требование по формированию муниципальных общественных палат. Как правило, решение этого вопроса находится в руках муниципальной власти и во многом зависит от субъективного фактора — нежелания иметь институт общественного контроля.

26 февраля 2018 года решением Совета муниципальных образований Северной Осетии утверждено принятое ранее Советом Общественной палаты республики «Положение  об Общественной палате городского (районного) муниципального образования РСО-Алания».  В соответствии с этим Положением Общественная палата муниципального образования формируется по принципу паритетного состава от Общественной палаты республики и муниципального образования. Как отмечали участники состоявшейся в Общественной палате Северной Осетии дискуссии, практика подтвердила действенность такого порядка формирования.  

В  федеральном законе №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» не разделяются понятия «муниципальная общественная палата» и «муниципальный общественный совет». Поскольку работа советов организуется при органах власти, а не автономно, как у общественных палат, такой нюанс в  законе позволяет главам муниципалитетов игнорировать создание палат — самостоятельных институтов общественного контроля. По мнению общественников Северной Осетии, необходимо законодательно разделить понятия «муниципальная общественная палата» и «муниципальный общественный совет». При этом важно выработать такой подход к формированию и деятельности муниципальных общественных палат, который мог бы обеспечить должный уровень взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления и гражданским обществом.

По мнению членов Общественной палаты Северной Осетии отчеты Главы муниципального образования перед муниципальной общественной палатой не целесообразны. Представители муниципальных общественных палат активно участвуют в проводимых Общественной палатой Северной Осетии мероприятиях,  осуществляют общественный контроль на муниципальном уровне, организуют в соответствии со своими полномочиями работу на территории муниципального образования. Экспертный потенциал муниципальных общественных палат задействован при разработке программ  развития муниципальных образований, а также при планировании местных бюджетов.  При этом работа ведется в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. 

Практика социального проектирования и общественного контроля постоянно совершенствуется. И это требует повышения компетенций общественников в том числе и муниципального уровня. В связи с этим Общественная палата республики постоянно приглашает членов муниципальных палат к участию в обучающих семинарах по конкретным направлениям: организация   общественного наблюдения на выборах, подготовка документов к участию в конкурсах  Фонда президентских грантов. Недавно члены муниципальных общественных палат прошли  обучение  по дополнительной программе повышения квалификации РАНХиГС при  Президенте РФ  «Общественный контроль и независимая оценка  качества условий оказания услуг».  Тем не менее, по мнению общественников, организация регулярных обучающих семинаров для членов муниципальных общественных палат как на региональном, так и на федеральном уровне была бы весьма полезной.  

Актуальным является и обобщение и тиражирование лучших практик деятельности муниципальных общественных палат. На заседании рабочей группы Общественной палаты Северной Осетии прозвучало предложение о  создании некоммерческой организации – региональной ассоциации муниципальных общественных палат.  Эта инициатива включена в план работы Общественной палаты РСО-Алания на будущий год.

Сформулированные  рабочей группой  предложения и мнения направлены в Общественную палату РФ.