Манифест счастливого детства

744

Во Владикавказе состоялось очередное мероприятие в рамках годовой программы «Школы эффективного родителя «Гармония», разработанной северо-осетинской региональной общественной организацией родителей детей с расстройством аутистического спектра «Выбор».

Программа реализуется совместно с Северо-Осетинским государственным университетом им. К. Хетагурова на средства президентского гранта.

О том, для чего нужна школа эффективного родителя, корреспонденту Sputnik рассказал завкафедрой инклюзивного образования СОГУ Алена Рамонова и замглавы общественной организации родителей детей с расстройством аутистического спектра «Выбор» Марина Зафириду.

Завкафедрой инклюзивного образования СОГУ Алена Рамонова:

– Мы назвали наш проект «Школа эффективного родителя «Гармония», потому что на фоне бесконечного хаоса в мире, хочется создать свой островок гармонии. Также этот термин отражает наш подход к работе: для нас очень важно, чтобы наше взаимодействие с детьми и родителями было всегда комфортным и заключалось в гармоничном сотрудничестве и сосуществовании. Главное – это экологическая и психологическая безопасность ребенка.

– Сам проект – естественное и логичное продолжение нашей деятельности, которая началась еще в республиканском Ресурсном центре развития инклюзивного образования. Наши занятия с детьми, которые проходят два раза в неделю, должны обязательно продолжаться и дома, – тут очень важна роль родителей. Речь идет о терапевтической и коррекционной работе. Еще тогда мы придумали занятия отдельно для родителей, чтобы они самостоятельно смогли работать дома с детьми. Концепция школы эффективного родителя заключается в серии теоретических и практических занятий, которые проходят в течение двух недель. С декабря 2018 года уже прошла серия таких занятий.

– Наша цель – показать родителям три вещи: как использовать современное знание — технологии, методику — чтобы эффективно помочь своему ребенку. Вторая вещь, на первый взгляд, про очевидные истины, но почему-то именно она вызывает недоумение и непонимание у родителей – принять своего ребенка с особенностями как обычного ребенка, у которого есть такая же потребность в любви, приятии, поддержке. На одной из таких занятий у нас родился манифест счастливого детства, который должен быть у ребенка вне зависимости от того, есть у него диагноз, или нет и выполняя который, родители воспитают устойчивую и счастливая личность.

– Родителям тяжело это осознавать, потому что они привыкли приходить к специалистам, которые дают только четкие рекомендации, что нужно делать, если у ребенка например синдром дауна, или расстройство аутического спектра. А как же привязанность, совместные игры, объятия, совместное времяпрепровождение, беседы с ребенком о том, что происходит с ним, что происходит с родителем? Родителям бывает очень сложно увидеть за диагнозом человека.

– Третья часть наших занятий с детьми посвящена практическим вещам – мы учим родителей взаимодействовать с детьми: как правильно выполнять упражнения, как правильно организовывать среду, какие инструменты можно использовать дома, чтобы обучать ребенка навыкам самообслуживания и правилам социализации.

– Как правило, основная часть родителей приходит к нам, узнав информацию посредством «сарафанного радио». Также мы дали информацию в различные комплексные центры социального, поликлиники, в социальных сетях. Интересно, что максимально мотивированы на занятиях те родители, которые сами нас нашли. Возможно дело в том, что у нас несколько иной подход к работе, чем привычный алгоритм общениями с родителями в тех же центрах. Изначально нашу задачу мы видим в том, чтобы родители с ребенком все делали самостоятельно – пусть поначалу это получается не очень хорошо, но самое важное, что это делают сами родители и дети. А мы со своей стороны, всегда готовы помочь, посоветовать, поддержать.

– Каждый курс занятий заканчивается своеобразным выпускным: мы уже организовали для детей и родителей, которые прошли обучение в нашей школе, кулинарный, театральный, анимационный и фотографический мастер-классы. Помимо того, что это интересные творческие мероприятия, на которых дети и родители узнают новое, они пробуют самостоятельно сделать что-то своими руками, а для нас это своего рода итог, возможность посмотреть, чему смогли научиться родители за время обучения, как изменили свой подход к взаимодействию с детьми.

Заместитель руководителя общественной организации родителей детей с расстройством аутистического спектра «Выбор» Марина Зафириду:

– Наверно уже сейчас самый важный итог этого проекта, помимо всего прочего, это появление самоорганизованного сообщества родителей, которые теперь словно одна большая дружная семья – продолжают вместе развиваться, поддерживают друг друга. Мы видим какие потрясающие изменения произошли в личностном плане у этих родителей, многие из которых пришли к нам практически в депрессивном состоянии. Все это очень важный пример того, что теория работает на практике: мы знаем, что 20% диагноза это биология, генетика, физическое состояние, а все остальное – это среда. И то, какой будет эта среда зависит от всех нас.

– Мы очень хотим, чтобы этот проект продолжился. Если бы подобные школы были организованы в каждом районе при комплексных центрах или поликлиниках, это позволило бы значительно оздоровить ситуацию вокруг детей с различными ментальными особенностями и избежать вторичных последствий и проявлений, которые возникают не потому, что у ребенка диагноз, а потому что родитель не знает, что делать, не понимает как выстраивать свою жизнь дальше, а готов только закрыться дома и думать, что жизнь на этом закончена.

– Да, жизнь теперь будет не такая, как ты планировал, но можно сделать так, что она будет насыщенной, яркой и счастливой. Буквально вчера у нас был случай, когда на занятии я сказала, что Бог очень меня любит, раз дал мне этого ребенка, потому что только с появлением Ахиллеса (Ахиллес – сын Марины Зафириду, у которого расстройство аутистического спектра – ред.) я поняла, что такое абсолютное счастье и абсолютная любовь. Одна из матерей была так поражена, что буквально остолбенела и после долгого молчания сказала: «Надеюсь, что и я когда-нибудь смогу так сказать».