Локальные бренды Осетии

564

Какими должны быть «осетинские точки» на федеральной «карте локальных брендов»? Стратегическая сессия на эту тему состоялась в Общественной палате Северной Осетии.

К участию в дискуссии были приглашены руководители республиканских органов исполнительной власти — Комитета по туризму, Министерства культуры, Министерства промышленности и торговли, Комитета по охране памятников и объектов культурного наследия, а также представители профильных государственных и некоммерческих общественных организаций, гражданские активисты.

Предваряя дискуссию, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова рассказала о сути самого проекта «Живое наследие». Он реализуется при поддержке Общественной палаты РФ и призван создать механизм выявления, позиционирования и продвижения локальных брендов: уникальных культурных особенностей российских городов, поселков и сел, формирующих идентичность территории, практик, материальной и нематериальной культуры.

Локальные культурные объекты и практики, воплотившие в себе традиции и творчество местных жителей и несущие культурный код территории, часто известны только в конкретном населенном пункте или регионе. Но при грамотном продвижении они способны в короткий срок стать известными всеми миру. В дальнейшем они могут привлекать к себе туристов из самых отдаленных мест планеты, а вокруг такого колоритного места будет развиваться и вся территория. В ходе реализации проекта будет создана интерактивная карта, интегрирующая информацию о локальных культурных брендах всех 85 российских регионов. Особое место на карте будет посвящено объектам нематериального культурного наследия, включающим обычаи, традиции, мифы и легенды, самобытные поселения, гастрономические особенности территории, людей либо литературных персонажей, связанных с этой местностью. По сути, это – «народный» список брендов, некий российский аналог американского сайта TripAdvisor.

Участники круглого стола в Общественной палате Северной Осетии обсудили, какие из культурных практик, достопримечательностей, туристических событий должны попасть в общероссийскую карту, как их сохранить и сделать известными.

По мнению председателя республиканского Комитета по туризму Заурбека Кодзаева, прежде всего необходимо определиться с критериями отбора. «Это может быть и посещаемость объектов, и упоминаемость в СМИ, и возрастной «показатель». Если речь идет о личности в истории, то к ней на карте локальных брендов должен быть привязан конкретный объект, с этой исторической фигурой ассоциируемый».

Председатель комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, национальной политики Общественной палат Северной Осетии Руслан Бзаров считает, и с ним согласны коллеги-общественники, что современная реальность такова, что не стоит ограничивать себя какими бы то ни было классификаторами. Только сами регионы знают о своих истинных брендах, и только на основе информации из регионов может быть сформирована качественная национальная карта локальных брендов. Важно лишь определиться, что есть «бренд» с точки зрения жителя самой территории и с точки рения путешественника, который приедет на эту территорию издалека.

Впрочем, по мнению заместителя председателя Общественной палаты Северной Осетии Юрия Бирагова, такая «карта» была бы полезна, прежде всего, самим жителям республики. «К сожалению, мы сами знаем далеко не все о Северной Осетии, важно, прежде всего, себе показать свои культурные бренды. Завязать на этой карте региональных туроператоров и информационные ресурсы», — отметил Юрий Бирагов.

«Северная Осетия – удивительный край, богатый талантами. У нас мощная дирижерская школа, сильная школа вольной борьбы, мы гордимся плеядой наших полководцев, художников. Надо подумать как облачить это наше богатство в привлекательную для туриста форму», — считает член Общественной палаты республики, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов.

В качестве потенциальных гастрономических брендов участники встречи называли осетинский сыр, пироги и пиво. «Гениями места» по-праву можно считать Коста Хетагурова, Гайто Газданова и Валерия Гергиева. Представители Национального парка «Алания» предлагают в качестве локальных брендов Караугомский ледник, болото Чифандзар, водопады Галдоридон и Таймазинские, а также историко-архитектурные комплексы в селениях Фаснал и Галиат.

К локальным брендам могут быть отнесены и костюмы мастерской «Изольда» и национальные куклы фирмы «Асик». Как сообщил заместитель министра промышленности республики Эльбрус Мадзаев, изделия этих фирм прошли отбор экспертным советом Минпромторга РФ, получили статус изделий народных художественных промыслов. И в скором времени ожидают сертификаты Роспатента, подтверждающие исключительное право использования наименования «место происхождения товара».

«Состоявшееся сегодня очень бурное, воодушевленное обсуждение однозначно приводит к мысли о том, что выявление и сопровождение локальных брендов – большая работа, которой обязательно нужно заниматься. Формирование брендовой политики – это формирование имиджа региона в целом, что всегда влияет на приход инвестиций. Мы провели своеобразный «мозговой штурм», постаралась вместе с представителями профильных министерств определить как представить на российском пространстве наши достопримечательности, чтобы они были интересны путешественникам, помогали узнавать нашу культуру, искусство, природу. В то же время чтобы они были источниками привлечения инвестиций, новых рабочих мест. Мы не должны ждать неких директив «сверху». Нам необходимо максимально эффективно использовать потенциал своего экспертного сообщества, а он достаточно велик», — подчеркнула председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

По итогам дискуссии решено в ближайшее время аккумулировать все предложения, вновь собраться и определить окончательный список осетинских «точек» на национальной карте локальных брендов. Свое мнение смогут выразить и жители республики, голосуя за тот или иной объект на сайте Общественной палаты Северной Осетии.