Как сделать Кавказ магнитом для туристов?

230

На форуме Общественной палаты РФ «Сообщество» во Владикавказе состоялась дискуссионная секция под названием «Чем Кавказ хуже Италии? Проблемы туристического продвижения Северного Кавказа».

«Сегодня то, что обернуто в красивую оболочку, пользуется повышенным, а иногда даже избыточным спросом. Многие люди выбирают Италию в качестве места для туристической поездки, только чтобы поставить себе галочку, что они там были, они выбирают такие туры, где невозможно получить качественные впечатления. Все впечатления смазываются, потому что путешествуют галопом по Европам и не остается времени и формата получить реальное удовольствие. На Кавказе есть все то же, что и в Италии: горы, море, гастротуризм, культурные обычаи и традиции. Однако при этом он является серой мышкой в сфере туризма, а Италия — магнитом для туристов со всей планеты. Как мы можем на это повлиять? На этот вопрос мы в течение двух часов постараемся ответить», — заявил модератор секции председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.

Генеральный директор Межрегионального центра общественных инициатив «Северный Кавказ» Кантемир Давыдов рассказал о результатах мониторинга медийного пространства, проведенного совместно с компанией «Медиалогия», по упоминаемости локальных брендов Северного Кавказа.

«По результатам исследования оказалось, что есть очень много локальных брендов на территории России, в частности Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Самый известный бренд Северного Кавказа по русскоязычным источникам — гора Эльбрус в Кабардино-Балкарской Республике. Один из самых популярных в Ставропольском крае — это Кисловодские минеральные воды — зонтичный бренд, внутри которого имеются много маленьких локальных брендов. В Северной Осетии самый популярный бренд — это осетинские пироги. Слабая информационная активность о локальных брендах Дагестана. Я считаю, что потенциал Дагестана огромный, но сейчас он совершенно нераскрученный — каждое горное село уникально как по народным промыслам, так и природными объектами», — рассказал Кантемир Давыдов.

По его мнению, основной проблемой неразвитости туризма на Северном Кавказе является нехватка кадров и профессионалов, которые смогут выстраивать коммуникации и привлекать туристов. Англоязычные гиды есть только в Приэльбрусье, а в других регионах Кавказа их катастрофически не хватает.

В качестве одного из инструментов привлечения туристических потоков Владислав Шулаев, директор по стратегическому развитию коммуникационного агентства АГТ, предложил использовать рейтинги: «Рейтинги — это тот формат, который используется не только для оценки эффективности туризма, но и как способ продвижения в СМИ, это информационный повод для социальных сетей и медиа. Например, экологический рейтинг городов от Минприроды, в который в 2017 году в топ-10 вошли три северокавказских города: Магас, Владикавказ и Грозный. Попадание в рейтинг — это то преимущество, с которым Кавказ должен выходить для продвижения».

«Также потенциал представляет рейтинг горнолыжных курортов. На сегодняшний день есть несколько рейтингов самых популярных склонов, куда вошли два северокавказских и три краснодарских горнолыжных курорта, но нет рейтингов топ-50 или топ-100 по всей России. Этот инструмент позволит продвигать туристические объекты, а локальным брендам стремиться к улучшению качества предоставления своих услуг. Для этого необходима коммуникационная инфраструктура, не телеком, а информационное развитие, должен быть свой календарь событий, проекты и программы», — считает Владислав Шулаев.

Руководитель грантового проекта фонда Владимира Потанина «Центр поддержки музейных инициатив» Екатерина Гандрабура рассказала об опыте Италии при реализации проектов по организации велотуризма в стране. В рамках этого направления учитываются все нюансы — от протяженности маршрутов до организации мест для фотографирования. Продумывается взаимодействие с местными фермерами, чтобы они не просто продвигали свою продукцию велосипедистам, а представляли Италию как колыбель европейской культуры.

Директор по маркетингу Domina Russia Наталия Белякова отметила, что Северная Осетия только недавно стала открытой для въезда иностранных туристов, и ей надо в несколько раз быстрее продвигаться и завоевывать туристический рынок, чем другим регионам. Эксперт считает, что необходимо продвигать Кавказ не столько для российских туристов, сколько для иностранных граждан. Имеются примеры, когда локальный бренд сначала стал популярным для иностранцев, а потом для местного населения.

Министр экономического развития РСО-Алания Казбек Томаев отметил, что Северный Кавказ стал более безопасным и привлекательным, но туристы по-прежнему боятся туда ездить.

«Мы стараемся базироваться на наших естественных конкурентных преимуществах — это выгодное геостратегическое расположение, имеющаяся культурно-познавательная составляющая, гастрономические традиции. Многие не знают, что выходцами из Кавказа являются известные ученые, спортсмены и другие видные деятели. Особо хочется обратить внимание на то, как сильно изменилась ситуация в лучшую сторону с безопасностью на территории СКФО. Сегодня количество тяжких преступлений в два раза ниже, чем в среднем по России», — подчеркнул Казбек Томаев.

Предложения по развитию туризма на Северном Кавказе озвучил временно исполняющий обязанности председателя Комитета РСО-Алания по туризму Заурбек Кодзаев: «По нашему мнению, необходимо наделить органы исполнительной власти на местах полномочиями аттестации экскурсоводов и гидов. Внедрить электронное оформление виз для иностранных туристов. Также одной из проблем, требующих разрешения, являются сложности при прохождении контрольно-пропускного пункта из Грузии в Северную Осетию, что сильно нивелирует впечатление от путешествия при въезде и выезде. Очередь достигает восьми — 10 часов, введение электронной очереди позволит сделать поездку более комфортной».

Член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров считает, что развивать туризм необходимо при помощи побратимов.

«Устоявшиеся побратимские связи надо реанимировать. Есть гражданские активисты, которые готовы до шести часов в неделю тратить на популяризацию достопримечательностей своего края, важно им помогать методически, организационно», — сказал Леонид Шафиров.

Подводя итоги, участники дискуссии систематизировали предложенные практические шаги для привлечения туристов на Северный Кавказ. Все рекомендации были выслушаны представителями местных органов власти.