Роль регионов в реализации нацпроектов: возможности и механизмы

408

В Москве прошло заседание Совета общественных палат России.

Глава федеральной Палаты Валерий Фадеев напомнил, что главная тема пленума — это вопрос об участии общественных палат в реализации майского указа Президента и национальных проектов.«Мы не связаны бюрократическими узами, и мы можем высказывать альтернативные точки зрения, предлагать другие способы решения поставленных задач. В этом и есть наша функция, для этого мы и созданы еще в прошлом десятилетии», — сказал он, пояснив, что те решения, которые уже обозначены в паспортах национальных проектов, вероятно, не смогут привести к выполнению указанных задач.

Ведущий заседания, председатель президиума Совета общественных палат субъектов РФ, председатель Тульской ОП Александр Воронцов, объявил первый вопрос в повестке дня заседания — об участии общественных палат субъектов РФ в реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей по осуществлению общественного контроля за выполнением планов основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках нацпроекта «Десятилетие детства». Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченкорассказал, что комиссия формирует план общественных мероприятий Десятилетия детства на основе предложений общественных палат — пока что такие предложения пришли только из 29 палат регионов.  «Мы просим еще раз обратить на это внимание. Мы направили еще один запрос с просьбой обозначить актуальность тем на ближайшее время, сформировать цели и задачи, которые вы видите в вашем регионе», — сказал Рыбальченко.

Юлия Зимова, первый заместитель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства добавила, что при Президенте РФ и Правительстве РФ создано два совета — по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей и по проведению в РФ Десятилетия детства — и они вместе с Сергеем Рыбальченко вошли в оба этих совета. «Соответственно, у нас есть возможность выносить на обсуждение те вопросы или те пункты, с исполнением которых мы не согласны. Если у вас есть замечания, мы готовы их там представлять», — обратилась она к региональным общественникам.  Вторым вопросом на повестке дня стало участие общественных палат субъектов РФ в мониторинге реализации реформы обращения с отходами (в рамках нацпроекта «Экология»).

Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева рассказала об участии ОП РФ в реализации этой реформы: «Мы решили провести комплексный аудит хода реализации реформы обращения с отходами в регионах страны, а также проводить регулярные встречи с представителями власти и бизнеса в тех регионах, где не состоялся переход на новую систему обращения с отходами». Чтобы сопоставить полученные данные о нормативах накопления отходов и размере платежа для населения с фактически действующими в регионе, Альбина Дударева направила запрос в регпалаты с просьбой прислать фактические данные по региону. «Очень грустно, что всего лишь 30 палат нам ответили. Остальные почему-то проигнорировали нашу просьбу. Не было звонков и в наш кол-центр», — сказала она, попросив представителей региональных палат не оставаться в стороне от этого вопроса.

Важность темы отметила и Светлана Разворотнева, зампредседателя Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению: «Мы тоже мониторим эту ситуацию со стороны коммунальных платежей. Мусорная реформа для большинства обернулась повышением платы — в первую очередь для сельских территорий, потому что раньше они за вывоз мусора не платили, и для людей более бедных (особенно в тех регионах, где плата взимается исходя из количества проживающих в доме людей) — естественно, это те люди, которые живут бóльшим количеством на меньших площадях. То есть это нагрузка для бедных». 

Третий вопрос заседания — об участии общественных палат субъектов РФ в мониторинге реализации положений ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика, подрядчика, исполнителя. «Мне кажется, нужно нагружать этот 44-й закон социальными требованиями в части контрактов именно на социально значимые объекты. Здесь мяч на нашей стороне, тут у нас сильные карты. Давайте попробуем решить это в регионах, не обходя этот закон», — сказал Валерий Фадеев, приведя в пример такой объект, как мусорный полигон.

На эту тему выступила председатель ОП Республики Хакасия Ольга Левченко. Она рассказала, что в республике был реализован проект ОП РФ #ЧТОНЕТАК, на площадке которого в том числе говорили о необходимости внесения изменений в этот закон: «Данный закон регулирует отношения между заказчиком и поставщиком, и одно из требований в этих отношениях — это прежде всего принцип обеспечения конкуренции. Но на практике основным критерием является наименьшая цена контракта». 

Андрей Максимов, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, отметил, что нужно думать о том, какие проблемы вызывает исполнение 44-го закона, потому что у ОП РФ есть возможность влиять на законодательство.

«Здесь Сибирь, и Дальний Восток, и другие удаленные местности оказываются в тяжелом положении из-за того, что 44-й закон вводит единые стандарты на всей территории страны», — отметил он.

Далее общественники обсудили вопрос об участии общественных палат субъектов РФ в мониторинге реализации нацпроекта «Жилье и городская среда».

Светлана Разворотнева рассказала о том, что ОП РФ уже направила рекомендации, в которых предлагается наполнить паспорт нацпроекта теми мероприятиями, которые приведут к снижению стоимости квадратного метра жилья, к созданию центра арендного жилья и так далее.

Еще одна часть нацпроекта — это вопрос сокращения аварийного жилья: «Как только закон будет в стадии проекта, мы проведем нулевое чтение». Она остановилась на третьей части нацпроекта — это формирование комфортной городской среды. «Здесь мы тоже участвовали активно с самого начала, мы обсуждали тот индекс качества, который должен измерить уровень комфорта наших городов, мы направляли предложения и замечания к этой методике в Минстрой и Администрацию Президента. Что-то они учли, но в целом мы не удовлетворены, как будет измеряться этот индекс качества», — сказала общественница. Тем не менее Светлана Разворотнева отметила, что нацпроект ценен именно для общественников тем, что в индексе есть показатель общественного участия в решении вопросов городского развития: «Это в том числе и вопрос формирования гражданского общества на низовом уровне, и для нас очень важно, чтобы это не стало профанацией».