Концептуально – «за», но есть замечания

384

Общественная палата Северной Осетии провела общественную экспертизу проекта Федерального закона  № 631751-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления)

Вносимые поправки, по замыслу авторов законопроекта, позволят обеспечить вариативность подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий и дополнят перечень  видов муниципальных образований муниципальным округом.

Предполагается, что новый вид муниципального образования допускает возможность  вхождения в его состав городов, где концентрируются так называемые «бюджетообразующие» ресурсы. Это позволит, по мнению авторов законопроекта, консолидировать  представительские и административные ресурсы, в том числе на сельских территориях, для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления.

Предлагаемые изменения ориентированы на упорядочение сложившейся неоднородной практики территориальной организации местного самоуправления, связанной в первую очередь с соотношением статуса муниципального образования и специфики административно-территориального устройства, а также устранение противоречия, возникающего вследствие объединения поселений с городским округом и последующей утратой муниципальным районом статуса муниципального образования.

Анализ законопроекта, проведенный экспертами Общественной палаты Северной Осетии, не выявил единого мнения о необходимости его принятия.

Участвовавшие в дискуссии члены Общественной палаты республики Александр Беляков, Юрий Асланиди, Эльвира Лазарова, Олег Никколов, Казбек Агнаев, а также руководитель муниципальной палаты Кировского района  Тарзан Джибилов высказали различные точки зрения.

Часть экспертов  считает принятие законопроекта преждевременным.  Во-первых, отсутствует  информация  о финансовом обеспечении законопроекта. Во-вторых, создание муниципального округа повлечет за собой усложнение финансовой и административной процедуры муниципального управления. Кроме того, предлагаемые изменения могут привести  к усложнению существующего территориального деления, создать проблемы в разграничении полномочий между создаваемыми структурами по вопросам компетенции.

Эксперты Общественной палаты Северной Осетии, высказывавшиеся за принятие законопроекта, в качестве главных аргументов «за» приводили укрупнение территорий, повышение эффективности муниципальной управленческой  деятельности, развитие сельских территорий.

Тем не менее, концептуальное содержание представленного законопроекта поддержано большинством экспертов Общественной палаты Северной Осетии. По их мнению, целесообразно дополнить законопроект перечнем критериев, исключающих необоснованную ликвидацию поселений.

Кроме того, в процессе территориальных преобразований высвобождаются на территориях вновь образуемых округов депутаты представительных органов упраздняемых поселений, актив местных организованных сообществ. Между тем именно этот актив формирует влиятельные институты гражданского общества, и его потенциал не должен остаться без внимания.

Общественники Северной Осетии  считают, что этот актив мог бы реализовать себя в качестве муниципальных общественных палат (советов). Этот институт способен позитивно влиять на развитие общественного контроля, инициативное бюджетирование, эффективно решать вопросы создания комфортной среды во вновь образуемых муниципальных округах.

Таким образом, по экспертному  заключению  Общественной палаты Северной Осетии, законопроект необходимо дополнить соответствующими нормами в части создания, функционирования и определения публично-правового статуса муниципальных общественных палат.