Религия – фундамент стабильности

190

Муфтий Северной Осетии Хаджимурат ГАЦАЛОВ – нередкий гость «СО», потому что всегда выходит на разговор с читателем с важными и интересными темами и новостями. Со времени его последнего выступления в газете в общественно-политической жизни республики и нашего федерального округа произошло много знаковых событий, участником которых стал наш собеседник.

– Хаджимурат Харумович, чем жила мусульманская община республики, что происходило вокруг нас?

– Расскажу о событиях в порядке их значимости. Главным среди них я считаю встречу духовных лидеров Северного Кавказа с новым полномочным представителем президента страны в СКФО. Она произошла спустя всего три месяца после назначения на эту должность Александра Матовникова, и это показатель его позиции о роли религии и духовных пастырей в жизни общества.

Не могу не отметить и то, что на встречу с нами Александр Анатольевич пришел с удивительно полным и глубоким знанием ситуации в округе и в каждом его субъекте. Благодаря этому разговор о проблемах и задачах власти и общественных структур по укреплению социально-политической стабильности на Северном Кавказе, объединению их усилий был продуктивным и абсолютно искренним.

Хочу подчеркнуть также уважительную и равнозначную тональность полпреда в общении с нами – и православными, и мусульманскими священнослужителями.

– Какие именно вопросы вы обсуждали?

– Мы затрагивали различные актуальные темы, но я их обобщу. Главная задача любого слуги нашего Единого Господа – вести свою паству указанным Им праведным путем. Это значит, что и для православных, и для мусульман является тяжким грехом нарушение Его заповедей: не убий, не укради…

Эти заповеди содержатся в Библии и в Коране, а передают их людям пастыри и имамы. Они же ежедневно объясняют, как прихожанину церкви или мечети в многообразных и запутанных жизненных ситуациях отличить добро от зла, как не переступить обозначенную священными писаниями черту… На языке политиков все это называется «содействовать укреплению межнациональных и религиозных отношений», и мы делились своим опытом в этом деле.

Кстати, Александр Анатольевич продемонстрировал удивительно хорошее знание конкретных форм работы Духовного управления мусульман нашей республики и несколько раз приводил их в пример. Он также обещал в следующий свой приезд в Северную Осетию обязательно посетить нашу главную мечеть и встретиться с прихожанами. К сожалению, в его первый визит в республику ему на это просто не хватило времени.

Одним из итогов встречи стала договоренность о том, что в таком формате она будет проходить не реже двух раз в год.

– Буквально несколько дней спустя там же, в Пятигорске, проходил еще один важный общекавказский форум…

– Да, мусульман нашей республики пригласили на конференцию по вопросам развития Северного Кавказа, одним из которых также была гармонизация межнациональных и религиозных отношений. Представительство от регионов было очень широким, однако именно этот вопрос, на мой взгляд, не получил полного и глубокого раскрытия.

Это было особенно заметно на фоне только что прошедшей нашей плодотворной встречи с полпредом. И говорю я об этом, чтобы подчеркнуть насущную необходимость всестороннего и профессионального подхода со стороны власти к вопросам сотрудничества с таким мощным в идейном плане институтом, как религия.

Между прочим, отличным примером именно такого подхода стало другое событие, прошедшее месяцем раньше в Карачаево-Черкесии, – 20-летие общекавказской мусульманской организации – Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

– И чем оно удивило?

– Высоким уровнем, который задали не только организаторы, но и гости – духовные лидеры России и зарубежья, а также представители государственной власти страны и ее субъектов. Это мероприятие еще раз показало неизмеримо возросшие роль и уровень ислама в России и российского ислама в мусульманском мире.

Здесь нельзя не вспомнить недавнее открытие Исламской академии в Татарстане и постоянно возрастающий авторитет Северо-Кавказского исламского университета в Нальчике. Там ведется большая и сложная работа по подготовке духовных лидеров ислама в России, которые несут истинное слово Божье, а не радикальные человеконенавистнические идеи, выдаваемые псевдоучениями за правду.

Работу по духовному совершенствованию самих имамов ведет и наше управление, и этот опыт был также отмечен полпредом. Не меньше всех заинтересовал и только что прошедший в нашей республике конкурс социальных проектов, осуществляемых мусульманами Северного Кавказа для всех жителей региона. Это и проводимые нашим Духовным управлением ежегодные «Эстафета мира и братства», и спортивные соревнования, в которых также участвуют представители всех национальностей, и регулярные субботники по уборке своей республики…

– Вы сказали о возросшем авторитете российского ислама в мире. Не слишком ли это громкое утверждение?

– Только в этом году по поручению председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина я дважды представлял страну в качестве руководителя и члена делегаций на крупных международных форумах – в Палестине в апреле и в Абу-Даби в июле. О первой поездке подробно рассказал в интервью «СО», которое было опубликовано 20 апреля.

А вот о второй поездке вообще не стоило бы говорить, если бы не одно «но»! Это был форум, посвященный укреплению отношений между исламом и христианством. На него пригласили и дали слово представителям всех стран Европы, кроме… России!

Нас «учили» жить в терпимости между исламом и христианством, забыв, что в России уже тысячу лет эти две религии живут в мире. Представьте, как я себя чувствовал! Разумеется, не стал молчать, и после этого отношение к нашей делегации и стране поменялось в лучшую сторону.

Однако я на практике увидел, как политизируется религия, как в угоду политическому антироссийскому курсу Европы и США нашу страну пытаются выдавить даже из религиозно-культурного диалога!

И совершенно противоположным было отношение к нашей стране двумя месяцами ранее в Палестине. А причину я вижу в том, что эта страна являет собой неподражаемый пример того самого истинного и тысячелетнего религиозного и национального взаимоуважения. Войну между Израилем и Палестиной ведут политики, а в Иерусалиме и мусульмане, и иудеи, и христиане живут в мире.

Сегодня мы видим новый пример политизации религии между тремя православными церквами – Византийской, Русской и Украинской. Происходящее просто не укладывается в голове и еще раз заставляет сказать: люди, одумайтесь и откройте друг другу сердца, какой бы веры вы ни были!

– Как вы намерены добиваться выполнения своего же призыва?

– В ближайшие дни в Махачкале состоится крупный региональный форум, проводимый авторитетной общественной организацией «Группа стратегического видения «Россия – исламский мир». Она была создана Евгением Примаковым и Минтимером Шаймиевым в 2006 г., после присоединения России к международной Организации исламского сотрудничества.

В конференции примут участие не только общественные деятели, но и представители федеральной власти и субъектов Северного Кавказа. Я выступаю с докладом о сотрудничестве России и стран мусульманского мира в контексте нарастания террористических угроз и вызовов безопасности. Особое внимание предлагается уделить мерам противостояния этим угрозам и образованию молодежи. И, конечно, поделюсь опытом работы нашего духовного управления по вопросам, о которых мы говорили выше.

Тема глобальная, и поэтому мы намечаем себе новые цели, новые пути их достижения и планируем обсудить это с руководством республики и руководителями районных АМС. Такая встреча намечена давно, мы к ней усиленно готовимся и надеемся на большую отдачу от нее.

А практическими ее результатами должно стать еще большее усиление сотрудничества исламской уммы республики с другими религиозными и общественными организациями и властью во имя укрепления стабильности в республике и взаимопонимания ее многонационального народа.