Проблема «Электроцинка» — не только экологическая

429

Итоговый документ о будущем завода «Электроцинк», принятый на заседании республиканского парламента, требует серьезных дополнений. К такому единодушному мнению пришли члены Общественной палаты Северной Осетии.

Напомним, 25 октября депутаты единогласно проголосовали на закрытие этого металлургического предприятия. Свое решение они оформили в виде обращения к ряду руководителей федеральных ведомств во главе с генеральным прокурором РФ Юрием Чайкой. Депутаты парламента Северной Осетии считают, что предпринимаемых руководством завода мер недостаточно для существенного изменения экологической ситуации во Владикавказе к лучшему. А пожар, случившийся в минувшее воскресенье, обострил проблему.

Напомним, ЧП на заводе, входящем в состав Уральской горно-металлургической компании, произошло ночью 21 октября. Площадь возгорания в цехе электролиза достигла 4,5 тыс. кв. метров. При тушении огня погиб сотрудник МЧС Александр Ермаков, пострадали еще двое пожарных. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту пожара на заводе и гибели пожарного при его тушении. 22 октября жители республики вышли на стихийный митинг с требованием закрыть завод «Электроцинк».

Проблемы негативного влияния «Электроцинка» на окружающую среду — в повестке Общественной палаты Северной Осетии с 2011 года. Многократно на разных площадках и в самой республике, и в Москве общественники обращали внимание на опасность этого производства. И в 2017 году на форуме Общественных палат СКФО, и в нынешнем году на расширенном заседании Общественной палаты РФ во Владикавказе озвучивалась обеспокоенность влиянием этого металлургического предприятия.

Итогом такой общественной настойчивости стало мировое соглашение, по которому руководство завода «Электроцинк» обязалось принять меры для сокращения негативных экологических факторов. Однако в полной мере эти обязательства не были выполнены. Остается на бумаге и большинство рекомендаций Общественной палаты республики.

Пожар, произошедший на заводе, стал своеобразным катализатором к тому, чтобы кардинально пересмотреть подход к судьбе этого предприятия. По мнению членов Общественной палаты, этот сложный вопрос выходит за рамки экологии и приобретает социально-политический контекст. Бесспорно, опасному производству – не место в центре столицы республики. Члены Общественной палаты поддерживают решение о необходимости закрытия завода «Электроцинк». Однако, по их мнению, в основе мер, принимаемых в отношении этого хозяйствующего субъекта, должны лежать не эмоции, а весомые объективные аргументы. Необходимо сообща найти самый верный путь решения этой проблемы, профессионально оценив не только экологические ее составляющие, но и потенциальные экономические перспективы для республики.

Каковы социальные гарантии для работников завода? Что будет с клинкером отходов производства прошлых лет, который УГМК, хоть и медленно, но начал вывозить из республики? Нельзя «сбрасывать со счетов» и хвостохранилища в Унале и Фиагдоне, которые, несмотря на включение в федеральную программу ликвидации накопленного ущерба, продолжают оказывать негативное влияние на окружающую среду.

Подход к судьбе «Электроцинка» должен быть системным и комплексным, считают члены Общественной палаты. Свои консолидированные предложения Общественная палата представит их на заседании специальной комиссии по рассмотрению вопросов дальнейшей деятельности ОАО «Электроцинк». В состав этой комиссии включены председатель Общественной палаты республики Нина Чиплакова и ее заместители Юрий Бирагов и Иван Алборов.