Доверие жильцов – залог эффективного управления домами

245

Проблемы деятельности управляющих компаний, их взаимодействие с органами местного самоуправления и собственниками помещений стали ключевой темой пленарного заседания Общественной палаты Северной Осетии.

Опираясь на многочисленные обращения граждан на «горячую линию» палаты, общественники собрали обширный аналитический материал и попытались на своей площадке выслушать все заинтересованные стороны, пригласив к дискуссии представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Парламента, администраций местного самоуправления, Государственной жилищной инспекции, Службы по архитектурному и строительному надзору, ТСЖ и управляющих компаний, общественных организаций.

«В советские времена фонды ЖКХ были сопоставимы с фондами Миноброны, и отношение к ним было аналогичное. Постперестроечное лихолетье привело к тому, что сегодня коммунальная сфера – одна из самых проблемных. Система государственных организаций, обслуживающих жилой фонд, фактически не работает. Комфорт жильцов многоквартирных домов – их собственная забота», — отметил в своем вступительном слове председатель комиссии по местному самоуправлению, жилищно-коммунальной политике, по безопасности и взаимодействию с ОНК, экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты республики Александр Беляков. «Надеемся, сегодня успешные управляющие компании поделятся своими лучшими практиками и вместе с представителями профильных органов исполнительной власти попытаются найти новые пути совершенствования механизма управления многоквартирными домами».

По информации Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, предоставленной в ответ на официальный запрос Общественной палаты, в Северной Осетии подлежат ремонту 5 миллионов 346 тысяч квадратных метров жилья. На эти цели должно быть потрачено более 1 миллиарда рублей. Однако общий процент оплаты собственниками жилья составляет лишь 38 процентов. Да и этой цифры, по словам регионального оператора, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, Зарины Батаговой, удалось добиться лишь благодаря запущенной недавно претензионно-исковой работе. Регоператор подал более 6 тысяч исковых заявлений. Удалось выручить таким образом порядка 420 миллионов рублей.

«У нас много вопросов к муниципалитетам. Работа с населением, призванная убедить в необходимости платить за капремонт, практически не ведется. В этом смысле хочется выделить лишь Алагирский район, добившийся сборов в объеме 108 процентов. При этом, надо заметить, что в нашей республике один из самых низких тарифов – 5 рублей за квадратный метр. И этот тариф не меняется уже несколько лет, тогда как он должен быть экономически обоснованным», — рассказала генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Зарина Батагова.

«У людей нет уверенности в том, что их взносы на капремонт к ним же и вернуться в виде новой кровли, работающих лифтов, благоустроенных дворов и исправных коммуникаций. Потому и не платят», — парировал заместитель председателя Общественной палаты Северной Осетии Иван Алборов.

При этом злостные неплательщики – вовсе не малообеспеченные семьи или пенсионеры. Из 120 тысяч владикавказских семей официально признаны малоимущими и получают жилищные субсидии порядка 1200. «Именно эта категория и отличается ответственностью и дисциплинированностью. Портрет неплательщика – совсем другой. И здесь не последнюю роль играет менталитет», — считает руководитель «Ассоциации ТСЖ Осетии» Руслан Рамонов. По его мнению, в республике занижена стоимость услуг по управлению жилищным фондом. В результате управляющие компании заведомо оказываются планово-убыточными предприятиями. «В Северной Осетии она варьируется от 5 рублей за квадратный метр, тогда как в центральной России тарифы по управлению жилфондом только начинаются с 25 рублей за квадратный . метр. Как получается, что в одних экономических условиях рынка труда и материалов стоимость одних и тех же услуг разнится на 400%?».

«Это парадоксально, но факт: во многих других регионах страны очень высокий процент сборов за капремонт. Уголовные дела заводят из-за того, что в результате ничего не ремонтируется. У нас же — обратная ситуация. А все потому, что в этом деле главное — работа с людьми. Старшего для застолья в хадзаре мы находим с легкостью. А вот взять на себя ответственность за соседей может далеко не каждый. Там где, соседи дружные, и регоператор не нужен. Жильцы сообща ремонтируют свой дом, тем самым еще и капитализируя его», — поделился своим мнением сопредседатель регионального штаба ОНФ, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-Контроль» Александр Купцов.

Таким показательным примером является ТСЖ «Фарн». На заседании Общественной палаты его руководитель Эльрус Тезиев поделился секретом успеха. «Просто мы, все жильцы входящих в ТСЖ домов, хотим одного и понимаем друг друга. Мы благоустроили дворовую территорию, установили детские площадки, покрасили фасады, этим летом мы заменили тепловые сети, теперь планируем установить перила из нержавеющей стали в подъездах. Жильцы нам верят, видят отдачу от своих взносов, потому и дома наши в таком хорошем состоянии», — рассказал Эльбрус Тезиев.

Удивила даже чиновников из столичной администрации председатель одной из моздокских управляющих компаний Нина Соловьева. Кстати, любопытное наблюдение: на рынке ЖКХ сегодня все больше женщин, весьма успешно справляющихся с этой непростой работой. Очевидно, стремление к комфорту и созданию уюта выходит за рамки своего очага, и женский дар убеждения оказывается более результативным.

«В нашем ведении 50 крупных домов в Моздоке, т.е. порядка 120 тысяч квадратных метров жилья. В штате — 57 человек: слесари, электрики… У нас налажена работа круглосуточной аварийной службы. А общий сбор платежей составляет около 98 процентов. Спросите как нам это удается? Только благодаря взаимодействию и открытости и с жильцами, и с местной властью. В каждом подшефном доме есть совет общественности и домком, который полностью владеет информацией и транслирует ее и нам, управляющей компании, и соседям. Все планы открыты, согласованы, поэтому их удается реализовывать», — рассказала Нина Соловьева. Впрочем, по ее словам, и проблем немало. Например, прорехи в законодательстве ограничивают в рычагах воздействия на должников.
Несмотря на то, что нормативная база в сфере управления многоквартирными домами постоянно совершенствуется, остается немало недоработок. На некоторые из них обратил внимание председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Владикавказ Ахсарбек Дидаров.

«Во Владикавказе, в основном в центральной части города до 80% многоквартирных домов давно отслужили сроки эксплуатации. В связи с тем, что они расположены в исторической части города и относятся к памятникам архитектуры, дома нуждаются не просто в ремонте, а в реставрации. Для этого необходим особый допуск. Из-за него в планы капремонта они не включаются. Или другой момент… Практически весь ведомственный жилищный фонд, включая бывшие общежития, был передан в муниципальную собственность без капитального ремонта изношенных инженерных сетей, кровель, подвалов. Во Владикавказе 55 таких общежитий, и все они требуют серьезных капиталовложений. Эти дома при таком отношении скоро пополнят список аварийных. Большинство из них бесхозные. Мы регулярно выставляем их на торги, но ни одна управляющая не выразила желания взяться за их обслуживание. Добровольно-принудительный способ должного результата не дает. Думаю, нужна республиканская программа, которая бы предусмотрела судьбу этих общежитий.» — отметил председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказ Ахсарбек Дидаров.

Депутат республиканского парламента, руководитель ЖСК-2 Георгий Остаев, поделившись своим опытом работы на коммунальном рынке, рассказал о последних поправках в республиканский закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РСО-Алания». В частности, региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.

«Права на комфортное жилье, на тепло и прочие коммунальные блага закреплены в Конституции нашего государства», — напомнил председатель Конституционного суда Северной Осетии Станислав Кесаев. «Понятно, что каждое ведомство действует по соответствующим инструкциям. Но если в итоге гражданин не получает гарантированные блага, значит эта инструкция не соответствует прежде всего главному закону страны. В этом смысле и исполнительным, и законодательным органам власти необходимо оперативнее реагировать на меняющуюся действительность и подстраиваться под нее, а не ссылаться всякий раз на эти самые несовершенные инструкции», — подчеркнул Станислав Кесаев.

«Мы хотим выявить точки взаимодействия всех органов исполнительной власти, роль и участие общественности в решении вопросов: чтобы людям комфортно жилось в своих домах, чтобы они платили деньги за реально оказанные услуги. Этот вопрос несет большую социальную нагрузку, потому что потребителями коммунальных услуг являемся все мы, но при этом мы должны понимать и проблемы самой отрасли ЖКХ», — отметила председатель Общественной палаты республики Нина Чиплакова, подводя итоги пленарного заседания. «Пользуясь своим правом рекомендательного органа, мы намерены использовать все свои возможности, чтобы достучаться до органов исполнительной власти. Мы разработали проект «дорожной карты», которая на наш взгляд, должна способствовать решению накопившихся проблем в этой сфере. Прежде всего необходимо разобраться с границами эксплуатационной ответственности, с особенностями работы с должниками (информационной, судебной), с тарифообразованием, очередностью в признании домов подлежащими капремонту, с проблемой старения технических кадров… Очень много нюансов. Но состоявшаяся дискуссия вселяет надежду: очень много действительно неравнодушных людей, настоящих профессионалов, готовых менять ситуацию в управлении многоквартирными домами. Общественная палата готова предоставить и свою площадку для руководителей управляющих компаний, домкомов для обмена опытом и успешными наработками», — рассказала Нина Чиплакова.

По мнению членов Общественной палаты РСО-Алания, активная информационно-просветительская работа, оказание бесплатной консультационно-правовой помощи населению, создание юридических консультационных пунктов при жилищных инспекциях, систематическое освещение в средствах массовой информации положительных примеров управления жилыми домами будет способствовать созданию позитивного общественного мнения.

Итогом пленарного заседания стало принятие рекомендаций ко всем «игрокам» на рынке ЖКХ — профильным органам государственной исполнительной власти, администрациям местного самоуправления, Государственной жилищной инспекции, управляющим компаниям.