В Северной Осетии продолжаются споры о том, что такое для республики 1 сентября. Напомним, в этот день в 2004 году в первой бесланской школе боевики взяли в заложники 1128 человек. 334, в том числе 186 детей погибли. Уместны ли в первый траурный день праздничные линейки. Этот вопрос возникает каждый год вот уже 13 лет. В Правобережном районе республики День знаний отмечают только 5 сентября.
Председатель комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, национальной политике Общественной палаты Северной Осетии, директор Института истории и археологии РСО-А, профессор Руслан Бзаров убежден в том, что День Знаний и День траура в республике общим решением всего гражданского общества необходимо «развести».
«Это — не частное дело, как некоторые утверждают. Удар был нанесен по Осетии, по целому народу, по всей России. Забыть это нельзя никак и никогда», — убежден Руслан Бзаров.
Доктор исторических наук напомнил о традициях не только осетинского, но и многих других народов Российской Федерации, согласно которым «не может быть в «одном доме» праздник и поминальный день совмещен».
«Для нас это – вопрос национального достоинства, национальной культуры. Нам всем необходимо, не ссылаясь ни на какие абстрактные обстоятельства, раз и навсегда договориться, принять единое решение и развести эти два дня – День Знаний и День траура», — считает член Общественной палаты Северной Осетии
При этом Руслан Бзаров привел в пример решение, принятое недавно руководством Южной Осетии. «Единая Осетия существует сегодня в двух политических формах. Независимое государство Алания — Республика Южная Осетия — приняла решение в память о жертвах тракта в Беслане считать началом учебного года 5 сентября. Конечно, мне хотелось бы, чтобы Осетия и в этом была едина»