К деятельности управляющих компаний больше вопросов, чем ответов

131

Присутствие на рынке непрофессиональных и материально-технически необеспеченных управляющих компаний, разбросанность по всему городу домов, находящихся в управлении одной компании, наличие у многих из них ветхого жилья, отсутствие зафиксированных в законном порядке придомовых территорий… Эти и другие факторы приводят к тому, что население оценивает качество работы большинства управляющих компаний негативно. Об этом свидетельствуют и обращения граждан в Общественную палату Северной Осетии.

Члены комиссии по местному самоуправлению, жилищно-коммунальной политике, безопасности и взаимодействию с ОНК, экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Северной Осетии в рамках рабочей встречи обсудили вопрос о деятельности управляющих компаний..

Управляющие компании как инструмент обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов появились в 2006 году. «Много суждений и сегодня о том, насколько этот механизм эффективнее. По моему убеждению, как человека-практика, возглавлявшего домоуправление, управляющие компании более мобильны, более самостоятельны, и результат от их работы более очевиден, при условии, конечно, что управкомпания имеет и технические, и кадровые возможности для работы», — считает председатель профильной комиссии Общественной палаты Александр Беляков.

Однако мониторинг штатной численности и технической оснащенности фирм показал, что абсолютное большинство УК не имеет в штате аварийно-технического персонала и не обладают достаточной материально-технической базой. Немало компаний, в штате которых числятся лишь 3 сотрудника: генеральный и исполнительный директора, главный бухгалтер. Технический персонал выполняет работы по подряду, что приводит к потере времени и, как результат, несвоевременному оказанию услуг.

По словам Александра Белякова, относительно благоприятная картина складывается в г.Моздок. Там работают 6 управляющих компаний, на балансе которых находится 544 тысячи квадратных метров жилья. При этом в большинстве своем эти компании справляются со своими задачами, обеспечивая, в том числе и нормальный уровень собираемости платежей за ремонт жилья.

В соответствии с жилкодексом управляющие компании должны собирать платежи за общедомовые нужды и перечислять их ресурсоснабжающим организациям. Однако низкий уровень сборов этих платежей, а также несовершенная система учета ресурсов общедомовыми приборами учета ведут в этом случае управляющие компании к банкротству.

Еще один аспект проблемы – лицензирование управляющих компаний. В Жилищный кодекс РФ внесены существенные изменения: все управляющие компании, желающие остаться на рынке, обязаны пройти процесс лицензирования, а их руководители сдать специальный лицензионный экзамен. С 1 мая 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии была запрещена. Однако немало фактов присутствия на рынке жилищных услуг некомпетентных и недобросовестных исполнителей. В 2018 году процедура отзыва лицензий у таких компаний заметно упростилась, но предпринимателям по-прежнему легко получить лицензию впервые.

По мнению члена комиссии по местному самоуправлению, жилищно-коммунальной политике, безопасности и взаимодействию с ОНК, экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Северной Осетии Юрия Асланиди, очень остро стоит вопрос профессионализма тех, кто работает сегодня на рынке жилищно-коммунальных услуг, в том числе и в сфере капитального ремонта жилья.

«Проектированием объектов нередко занимаются «случайные» люди, тендеры на выполнение строительно-ремонтных работ выигрывают низкоквалифицированные компании. В результате сроки сдачи объектов не соблюдаются, а сметы не выполняются. Другой момент – кто занимается профессиональной оценкой состояния домов. Чтобы грамотно составить смету, нужно прежде определиться с фронтом работ, составить дефектный акт. Кто этим занимается?», — ставит вопросы Юрий Асланиди.

По мнению заместителя председателя Общественной палаты республики Юрия Бирагова, многие граждане «продолжают жить в советском общежитии», ожидая, что некий домоуправ отремонтирует принадлежащее ему на правах собственности жилье. Между тем, есть примеры, когда именно собственники жилья, объединяясь в товарищества, отлично справляются с функциями и регператора, и управляющих компаний. В качестве такого примера Юрий Бирагов привел владикавказское ТСЖ «Фарн», возглавляемое Эльбрусом Тезеивым.

Кто оценивает работу регионального оператора капитального ремонта, сколько квадратный метров жилья на начало календарного периода берет на себя регоператор, обязуясь привести его в порядок, какие суммы на эти цели выделяются из бюджета, а какие – должны внести сами жильцы, и главное как эти деньги осваиваются?.. В ходе дискуссии у членов комиссии Общественной палаты возникло немало вопросов. Чтобы выработать комплекс действенных рекомендаций, необходимо определить ответы на эти вопросы. Одно из ближайших пленарных заседаний палаты с участием представителей управляющих компаний, Министерства строительства и ЖКХ, Жилинспекции, Архстройнадзора, муниципалитетов будет посвящено именно этой теме.