Нина Чиплакова: «Язык — это бесценный дар, который мы обязаны сохранять и передавать нашим детям, исполнив свой личный нравственный долг»

288

Резонансные поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые предполагают добровольное изучение родного языка, обсудили на заседании в Общественной палате Северной Осетии. За «круглым столом» собрались эксперты в области национальной политики, истории и филологии, законотворчества, представители министерства образования.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» инициировала группа депутатов Госдумы. «Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Согласно предлагаемым поправкам, при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка мнение школьников и их родителей будет учитываться на основании письменных заявлений.

Председатель комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, национальной политике Общественной палаты Северной Осетии, доктор исторических наук Руслан Бзаров считает предлагаемый законопроект началом реализации в России новой языковой, а в широком смысле и национальной политики.

«Изучение в общеобразовательной школе родных языков народов России и государственных языков субъектов федерации – одно из важнейших достижений российской системы образования. Попытки внести в Федеральный закон «Об образовании в РФ» изменений, переводящих государственных языки субъектов РФ в вариативную часть учебного плана и ставящих их изучение в зависимость от желания родителей, могут разрушить федеративные, демократические, поликультурные основы российской государственности, подорвать языковую и культурную политику современной России, направленную на формирование и укрепление единой гражданской нации», — убежден Руслан Бзаров.

Доктор филологических наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ Тамерлан Камболов, будучи автором полилингвальной модели образования и ярым адептом идей сохранения и развития осетинского языка, подготовил и направил в администрацию Президента РФ письмо, в котором выразил озабоченность будущим родных языков в национальных республиках Российской Федерации.

«Совершенно очевидно, что реализация принципа выбора родного языка или введение права на добровольный выбор изучения родного языка приведет языки и культуры нерусских народов страны к катастрофе», — считает Тамерлан Камболов. «Это связано с тем, что в условиях обязательности сдачи всеми обучающимися Единого государственного экзамена по русскому языку, а других предметов – только на русском языке, многие родители предпочтут заявить родным языком своих детей именно русский или просто отказаться от изучения родного языка, поскольку это позволит увеличить временной объем на изучение русского языка и других предметов. Как следствие, школьники, продолжающие изучать родные языки, окажутся в ущемленном положении и в отношении русского языка, и общеобразовательной подготовки. Подобное развитие событий подорвет социальные позиции родных языков народов страны, большинство из которых находится в удручающем состоянии».

По словам заместителя министра образования и науки Северной Осетии Людмилы Башариной, тенденция к массовому отказу от изучения осетинского языка не отмечается. Об этом свидетельствуют результаты неофициального предварительного опроса, проведенного министерством образования в районах республики. «Северная Осетия – пожалуй, единственный регион, который не ринулся менять программы и учебные планы. Мы сохраняем статус-кво. Однако задуматься есть о чем», — уточнила Людмила Башарина. «Нет педагогов, нет учебников для преподавания тех родных языков, которые по новому закону граждане определят для себя родными и пожелают в добровольном порядке изучать. И, наконец ,куда должны деться детям, отказавшимся от изучения родного языка в то время, пока их согласившиеся сверстники будут на добровольном уроке?».

«Прежде чем говорить о рамочной регламентации, необходимо иметь пакет мер для практической реализации», — обратил внимание председатель Конституционного суда Северной Осетии, опытный законотворец Станислав Кесаев. Он согласился с заместителем председателя Общественной палаты республики Юрием Бираговым, который будучи

одним из авторов действующей Конституции Северной Осетии напомнил, ключевые статьи главного закона.

«В нашей Конституции написано: осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка — одна из важнейших задач органов государственной власти Северной Осетии. Народам, проживающим на территории республики, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения», — подчеркнул Юрий Бирагов.

«Вернувшись в родной Ардонский район в качестве главы, я с огорчением отметил, что все меньше людей даже на периферии республики говорят на родном языке», — поделился мнением экс-замминистра образования республики Владислав Тотров. «Нужно просчитать возможные риски. В республике осталось не многим более 600 учителей осетинского языка. В случае принятия предлагаемых поправок, может произойти высвобождение педагогов осетинского языка. Мы никогда не проводили национальную политику в ущерб русскому языку. Мы строили свою работу на триединстве – Гражданин Республики, Гражданин России, Человек Мира».

По мнению врио заведующей кафедрой осетинского языка и литературы СОГУ Анжелы Кудзоевой, возможность выбора изучения родного языка учащимся или его родителем может нанести «удар» по престижу национальных языков. «Это станет началом конца национальной филологической культуры, литературы и СМИ. Через 10 лет, когда подрастет первый выпуск Аланской гимназии, некому будет учить тех, кто, возможно, захочет прийти на факультет осетинской филологии». Анжела Кудзоева обратила внимание на необходимость всемерной мотивации педагогов родного языка к работе в глубинке, предложив реализовать в сфере образования проект, подобный «Земскому доктору».

Председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова, поблагодарив участников дискуссии за неравнодушие в решении вопроса сохранения и развития осетинского языка, призвала в кратчайший срок сформулировать консолидированное мнение представителей гражданского общества республики, обозначить свою позицию и донести ее до Общественной палаты РФ, соответствующих федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

«На мой взгляд, не стоит излишне политизировать обсуждаемый вопрос, переводить его в конфликтную плоскость, ведь закон провозглашает право на свободное изучение родного языка, а государство обязано создавать гарантии реализации этого права в сотрудничестве с нами – институтами гражданского общества», — считает Нина Чиплакова. «И здесь нужны методы убеждения, культивирования интереса к родному языку, культуре, традициям. Поэтому проблему изучения родного языка надо переводить в правовое поле, в сферу морального долга и социального служения для общественных организаций и граждан. Ведь ценность образования, науки и культуры – это фундамент прогресса, позволяющий консолидировать общество. Необходимо повышать интерес к изучению родного языка, мотивировать наших граждан к изучению языка, стимулировать его изучение. Знание национального языка должно быть востребовано и престижно.»

Участники круглого стола были едины во мнении о том, что изучение осетинского языка формирует национальную идентичность, будущее родной культуры, образования. Изучение языка должно опираться на закон, на новые, эффективные механизмы повышения интереса к изучению языка, его поддержке и развитию.

В числе прозвучавших предложений — создание Фонда осетинского языка, для поддержки учителей родного языка, авторов новых литературных произведений. Предложено также разработать методики, отражающие богатство культуры и традиций, их историческую глубину, используя современные мультимедийные, цифровые и иные инструменты, которые будут востребованы молодежью.

Участники круглого стола внесли предложение — выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ», предполагающих восстановление в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов национально-регионального компонента, в рамках которого субъекты федерации имели бы возможность обеспечить изучение государственных языков и культурно-исторических традиций народов РФ в соответствии с конкретными условиями языковой ситуации в каждом регионе.

По мнению общественников необходимо также расширить возможности изучения родного языка, закрепить обязательность выбора изучения родного языка, который будет сделан родителями или законными представителями несовершеннолетнего школьника, либо им самим по достижению совершеннолетия.