Иван Алборов: «Обращение с отходами – сложная комплексная задача технического и морально-психологического характера»

230

Только 32% отходов, образующихся во Владикавказе, используется в производстве в виде вторичного сырья. Остальное размещается на территориях предприятий и на несанкционированных свалках, а часть направляется на полигон твердых бытовых отходов, не предназначенный для хранения промышленных отходов, загрязняя окружающую среду соединениями ртути, свинца, хрома и других тяжелых металлов. Заместитель председателя Общественной палаты Северной Осетии, заведующий кафедрой экологии и техносферной безопасности СКГМИ, доктор технических наук Иван Алборов в своей научной публикации в газете «Северная Осетия» привел обстоятельные доводы в пользу обязательной сортировки твердых бытовых отходов и их последующей переработки.

«Работа любого мусоросжигательного завода опасна для окружающей среды и здоровья населения. Даже по нашим весьма устаревшим нормам строительства мусоросжигательные заводы относятся к опасным производствам не ниже 2-й категории опасности. Когда речь заходит о сжигании отходов, наши чиновники активно ссылаются на Европу, где существуют подобные предприятия. Однако при этом не озвучивается информация, что в европейских странах сбор мусора осуществляется раздельно.

Учитывая, что подавляющее количество мусоросжигательных заводов мира было построено в 90-е годы прошлого века, их эксплуатационный ресурс подходит к концу, к тому же технические решения по совершенствованию технологии переработки отходов заметно продвинулись вперед, а в России противоречия между накоплением и переработкой отходов находятся в критической точке. Ситуация по управлению отходами производства и потребления создает для предпринимателей хорошие возможности по продаже технологии и оборудования на российскую территорию. Об этом надо помнить.

Вы из дома выносите несортированные отходы, они запрессовываются современными мусоровозами до такого состояния, что жидкость выдавливается и впитывается во вторсырье. И это вторсырье становится негодным для переработки, теряет свою ценность. При такой технологии отсортировать можно не более 10–15% полезных фракций, а не 25%, как обещает инвестор. В зимнее время отходы, если вываливаются скопом, замерзают. И это обрекает мусоросортирующие предприятия на убытки. Единственный выход – перейти на раздельный сбор мусора, как делает вся Европа: отдельно бумага, стекло, пластик. Это длинный и тяжелый путь, который нужно пройти всем: переработчикам, перевозчикам отходов и, конечно, населению.»