1100-летие Крещения Алании

26

Указ Президента РФ формулирует признание высшей государственной властью, вслед за Церковью и научным сообществом, факта непосредственной преемственной связи между средневековым аланским христианским государством и современной Аланией-Осетией, причем всей, безотносительно ныне существующих границ. Абсолютно справедливо, так как именно здесь, на этом едином этнокультурном пространстве, осетинский народ сохранил свою идентичность и древнюю культуру, неотъемлемой частью которой, уже много веков назад, стало христианство — аланское Православие, вобравшее и сохранившее в себе культурную традицию предшествующих тысячелетий.

О фундаментальном значении христианства в истории Алании написано немало. Его принятие, произошедшее между 912 и 925 гг., способствовало централизации Аланского государства, вхождению его в ареал высокоразвитой византийской цивилизации, появлению и широкому распространению собственной письменности на основе греческого алфавита. С принятием христианства Алания становится могущественной державой, имевшей значительное влияние среди окружающих стран и народов.

Именно христианское государственное прошлое способствовало быстрой и глубокой интеграции Алании в русский мир после присоединения к Российской империи. Трудно переоценить значение христианства для формирования и развития осетинской национальной культуры, интеллигенции и офицерства. Коста Хетагуров, Аксо Колиев, Сека Гадиев, Блашка Гуржибеков, Сосланбек Едзиев или, к примеру, в юности певший в церковном хоре Исса Плиев — эти и многие другие православные христиане стали делателями национального возрождения, обеспечившими появление Алании нового времени.

К сожалению, десятилетия антицерковной политики тяжело отразились на отношении общества к своему прошлому. Все мы хорошо помним, как не только борьба с религией, но и насильственное вытравливание исторической памяти стало важной идеологической задачей, на решение которой были мобилизованы силы правящей партии. Но, слава Богу, времена изменились, и теперь именно федеральная власть санкционировала празднование 1100-летия Крещения Алании. Президентом нашей страны ясно обозначен срок предстоящего юбилея — 2022 г., дата, полностью согласующаяся с известными историческими источниками.

В чем заключается смысл подготовки к празднованию? Ответ простой — в возрождении аланского Православия, которое, в свою очередь, предполагает реализацию обширной программы, затрагивающей все сферы культурной жизни нашего общества. К примеру, осуществляемый сейчас процесс перевода богослужебных текстов не только способствует развитию осетинского языка, но и становится гарантией его сохранения и практического использования на неограниченную, без преувеличения многовековую перспективу. Вспомним, что именно эта важнейшая тема сохранения языка стала краеугольной на проходившем несколько дней назад внеочередном съезде осетинского народа.

Более чем остро стоящий вопрос сохранения исторических памятников также может и должен решаться в рамках подготовки к юбилею. На территории нашей республики находится немало уникальных средневековых храмов — все они находятся в аварийном состоянии и требуют реставрации. С ними и с другими разрушающимися памятниками стирается наша историческая память, мы теряем прошлое, а значит, себя. Спасая наше наследие, мы получаем возможность передать это осязаемое прошлое своим детям. А если говорить об экономической составляющей, то именно восстановление памятников историков и культуры обеспечит давно ожидаемый рост туристического потока в республику.

Подготовка к юбилейному празднованию требует выработки концепции, подготовки программы, создания оргкомитета и рабочей группы. Следует понимать, что все это может быть реализовано лишь при условии тесного сотрудничества Церкви и государства, при поддержке самых широких слоев нашего общества.

Государственное и церковное празднование 1100-летия крещения Алании будет иметь важнейшее значение для поддержки традиционных ценностей и укрепления гражданского мира, для демонстрации неизменной цивилизационной и геополитической формулы российско-аланской, а значит, и российско-кавказской неразделимости.